РУКОВОДСТВО В 6055
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СВОЕЙ КОМПАНИИ.
Бухгалтерский учет - это используемая в бизнесе система оценки финансовой деятельности путем регистрации и систематизации данных о продажах, покупках и других сделках. Бухгалтерский учет также обобщает эту информацию и придает ей форму, позволяющую оценить результаты прошлого развития, современное состояние и перспективы компании.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Бухгалтерский учет важен для бизнеса по двум причинам. Во-первых, он помогает менеджерам планировать и контролировать деятельность компании Во-вторых, он помогает окружению фирмы оценить ее состояние. Поскольку эти две "аудитории" используют бухгалтерскую информацию разными способами и в разных целях, бухгалтерский учет имеет две различные грани. Финансовая отчетность представляет собой подготовку информации для внешнего мира; управленческий учет - подготовку информации для внутренних нужд.
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Аутсайдеры, использующие бухгалтерскую информацию, имеют разнообразные интересы. Поставщики, банки и другие кредиторы хотят знать, является ли предприятие кредитоспособным; инвесторов и акционеров затрагивает вопрос о потенциальной прибыльности компании; правительственные агентства интересуются главным образом регулированием деятельности предприятия и сбором налогов. Этим внешним пользователям нужна объективная и последовательная информация, сравнимая с той, что предоставляют другие компании. Таким образом, финансовая отчетность имеет определенные стандартные формы и готовится в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (ОПБУ), которые вырабатывались и согласовывались бухгалтерами на протяжении многих лет.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
Управленческий учет, напротив, приспосабливается к нуждам менеджеров той или иной определенной компании. Его общая цель - помочь менеджерам оценить результаты деятельности и принять решение на основе объективной информации. В типичной компании, система управленческого учета охватывает широкий круг финансовых операций, от регистрации продаж и рассылки счетов-фактур до оказания высшему руководству помощи в оценке затрат на содержание и эксплуатацию зданий, оборудования и рабочей силы.
Работники бухгалтерского отдела обычной фирмы выполняют множество функций. Одна из самых важных задач бухгалтерии - финансовое планирование, которое включает в себя прогнозирование продаж, издержек, расходов и прибылей. Эти прогнозы дают возможность руководству выявить проблемы и возможности и разумно распределить ресурсы. Часть этого процесса составляет разработка бюджета - финансовой программы на данный период времени (часто один год), в которой конкретные финансовые планы выстраиваются в определенной соподчиненности на основе предполагаемых доходов, расходов и движения денежной наличности. Поскольку для разработки бюджета необходимо определить объемы притока и оттока денежных средств компании, составление бюджета одновременно служит элементом как контроля, так и планирования. Совокупная (оперативная) финансовая смета - общая оценка доходов, издержек, расходов и движения денежной наличности - базируется на нескольких составляющих ее бюджетах, включая программу сбыта и производственный план.
Помимо подготовки бюджета бухгалтеры компании осуществляют анализ производственных издержек, дающий руководству точные сведения о том, сколько компания потратит на производство данного продукта. Информация такого рода помогает руководству контролировать расходы и принимать решения о ценах и товарах.
ТИПЫ БУХГАЛТЕРОВ
Различие между финансовой отчетностью и управленческим учетом находит отражение и в профессиональной ориентации самих бухгалтеров. Их можно разделить на две группы: внешние (независимые) бухгалтеры и штатные бухгалтеры организации, или корпоративные бухгалтеры
ВНЕШНИЕ БУХГАЛТЕРЫ
Внешние бухгалтеры независимы от предприятий, организаций и физических лиц, которых они обслуживают. Частные лица и некоторые организации нанимают их для составления своих финансовых отчетов, подготовки налоговых документов и уплаты налогов, а также для консультаций. Более крупные компании приглашают их для подготовки доклада о точности исполнения финансовых отчетов.
Иногда такой доклад базируется на результатах аудита, или официальной проверки точности и достоверности финансовой отчетности. Такой доклад дополняет собственные финансовые отчеты клиента, публикуемые в печати, и определяет: 1) были ли они подготовлены в соответствии с ОПБУ; 2) есть ли необходимость в специальном изучении содержащихся в них неясных моментов, которое может существенно повлиять на финансовое положение клиента.
Независимая позиция внешних бухгалтеров обязывает их быть объективными и, при необходимости, критичными. Поэтому их высоко ценят те, кому нужна беспристрастная картина финансового положения конкретной фирмы, а именно - кредиторы, акционеры, инвесторы и даже правительственные учреждения.
ШТАТНЫЕ БУХГАЛТЕРЫ
Штатных бухгалтеров, иногда называемых корпоративными бухгалтерами, нанимают на работу компании, государственные агентства или коммерческие организации для управления системами бухгалтерского учета и сотрудниками бухгалтерии. Они также отвечают за подготовку и анализ финансовых отчетов. Многие штатные бухгалтеры имеют квалификацию ДПБ; однако все большее их число приобретает ранг дипломированных бухгалтеров-менеджеров (ДБМ), относительно новое звание, которое указывает на то, что его обладатель выдержал тест, сравнимый по сложности с экзаменом на ДПБ.
В круг обязанностей бухгалтерского персонала фирмы входят весьма различные виды работ - от рутинного ведения бухгалтерской документации, то есть канцелярской функции регистрации сделок, до принятия решений на высшем уровне. Штатные бухгалтеры, занимающие в компаниях самые высокие должности, обычно имеют статус главного бухгалтера-контролера или вице-президента по финансам. Они контролируют фактически каждый аспект финансовых операций компании и обычно подотчетны непосредственно президенту. Главный бухгалтер-контролер средней или крупной корпорации контролирует и перекрестно проверяет все финансовые данные, обычно с помощью компьютера, для того чтобы оценить финансовое здоровье компании в любой данный момент. Главный бухгалтер-контролер также обеспечивает проведение финансового анализа, подготовку бюджетов, прогнозов, проведение внутреннего аудита и заполнение налоговых деклараций.
ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бухгалтерский учет не относится к точным наукам. Используя одни и те же данные, честные бухгалтеры могут на вполне законных основаниях вывести широкий круг результатов в зависимости от того, какие допущения они делают и каким образом интерпретируют правила бухгалтерского учета. Например, многие компании используют две системы регистрации финансовых операций - одну для внешних отчетных целей и другую для установления ставок подоходного налога. Акционерам бухгалтеры представляют беспристрастную картину финансового положения компании и результатов деловых операций. Однако при подготовке сведений для налоговых органов бухгалтеры используют все легальные возможности в рамках налоговых правил, которые позволяют минимизировать размер дохода, подлежащего налогообложению .
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В любой работе с финансовыми данными бухгалтеры руководствуются двумя фундаментальными принципами: принципом бухгалтерской сбалансированности и системой двойной записи. Оба были выработаны века назад, но и по сей день занимают центральное место в бухгалтерском учете.
БУХГАЛТЕРСКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
В течение тысячелетий предприятия и правительства вели учет своих активов - ценных вещей, которыми они обладали, таких, как золото и пшеница, - и своих обязательств, то есть того, что они должны другим. Когда о старинных правителях говорят, что они "так же богаты, как Крез" (состоятельный царь Лидии), то не только потому, что они накопили много золота и зерна. Так говорят еще и потому, что они владели этими сокровищами почти безраздельно и имели немного долгов и требований кредиторов к своим активам. Другими словами, богатство состоит не только из одних АКТИВОВ; это то, что остается после вычитания из активов ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. Эта оставшаяся часть называется СОБСТВЕННЫЙ капитал. Это простое наблюдение служит основой имеющего всеобщее значение принципа бухгалтерской сбалансированности:
Активы = Обязательства + Собственный капитал (100 000 = 30 000 + 70 000)
В уравнении бухгалтерской сбалансированности обязательства компании записываются перед собственным капиталом потому, что кредиторы имеют преимущественное право предъявлять требования к активам. Все, что осталось после оплаты обязательств, принадлежит владельцам или - если это корпорация - акционерам. Однако, чтобы выделить размер собственного капитала, уравнение бухгалтерской сбалансированности может быть записано так:
Активы - Обязательства = Собственный капитал (100 000 дол.- 30 000 дол. = 70 000 дол.)
Какая бы форма ни использовалась, между активами, обязательствами и собственным капиталом всегда сохраняется равновесие; другими словами, одна сторона уравнения всегда равна другой стороне.
СИСТЕМА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ
Для поддержания бухгалтерской сбалансированности компании используют систему двойной записи, которая регистрирует каждую сделку, влияющую на активы, обязательства или собственный капитал. Какого бы рода операции ни совершались, бухгалтерская сбалансированность сохраняется, если сделки должным образом зарегистрированы. Система двойной записи требует двусторонней, "взаимосвязанной" регистрации каждой операции.
Предположим, что вы решили открыть пункт проката видеокассет. Вам необходимо иметь запас в размере тысячи кассет стоимостью 30 дол. каждая, или всего 30 тыс. дол. капитала. Если бы у вас были 20 тыс. дол. собственных средств для инвестирования, ваше уравнение бухгалтерской сбалансированности показало бы:
Активы = Обязательства + Собственный капитал
20 000 дол. (наличные в кассе) == 0+20 000 дол.
Другими словами, 20 тыс. дол. в кассе равны 20 тыс. дол. вашего собственного капитала. Ваше предприятие пока еще не имеет обязательств. Далее, давайте предположим, что вы предпринимаете три акции:
1. Вы занимаете в банке необходимые вам дополнительные 10 тыс. дол. Эти 10 тыс. записываются как на ваш счет кассы по статье "активы", так и на счет банковских ссуд по статье "обязательства". Таким образом, ваша бухгалтерская сбалансированность сохраняется в равновесии.
2. Вы идете покупать видеокассеты и тратите 30 тыс. дол. на создание необходимых вам материальных запасов. Ваши активы таким образом превращаются из наличных денег в видеокассеты, на часть стоимости которых в сумме 10 тыс. дол. предъявляет требование ваш кредитор, банк. Другая часть стоимости кассет в сумме 20 тыс. дол. представляет собой ваш собственный капитал. На правую часть уравнения бухгалтерской сбалансированности не влияет превращение активов из одной формы (наличные деньги) в другую форму (кассеты).
3. В первый месяц вы дали напрокат каждую из тысячи кассет по одному разу, беря плату 2 дол. и получив общий доход 2 тыс. дол. Вы обнаружили, что управление магазином обходится вам в 1500 дол., включая жалованье, сумму арендной платы и 400 дол. на износ кассет. Излишек в сумме 500 дол. (доходы от проката минус расходы), составляющий вашу прибыль, пускается обратно в дело, то есть становится нераспределенной прибылью и частью вашего собственного капитала. Прибыль, не распределенная фирмой, включает в себя прирост активов (наличные деньги и средства, взятые у вас в долг) за отчетный бухгалтерский период.
ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ
За несколько месяцев в любом бизнесе накопится столько бухгалтерских записей, регистрирующих каждую операцию, что руководству станет невероятно трудно контролировать ситуацию. Для упрощения картины бухгалтеры готовят финансовые отчеты (балансы), в которых обобщают все сведения об операциях. Наиболее важное значение среди них имеют балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежной наличности (кассовый отчет).
БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ
Балансовый отчет, известный также как отчет о финансовом положении, является своего рода "моментальным снимком", на котором компания запечатлена, выражаясь финансовым языком, на данный момент времени. Он включает в себя все элементы бухгалтерской сбалансированности, отражая равновесие между активами, с одной стороны, и обязательствами и собственным капиталом - с другой.
Но ни одно предприятие не остается неизменным, пока исследуется его финансовое положение. Предприятие ежедневно может осуществлять сотни операций различного рода. Даже в выходной день офисное оборудование устаревает и теряет свою стоимость, а процент по срочным счетам накапливается. Тем не менее бухгалтер должен составить балансовый отчет так, чтобы менеджеры и другие заинтересованные стороны могли оценить финансовое положение предприятия, как если бы оно было статичным.
Соответственно каждая компания готовит балансовый отчет по крайней мере раз в год, как правило, в конце календарного года, который охватывает период с 1 января до 31 декабря. Однако многие предпринимательские и правительственные организации используют для отчетности финансовый год, который может состоять из любых 12 месяцев подряд. Например, предприятие может выбрать для себя финансовый год, длящийся с 1 июня по 31 мая, потому что пик сезона его продаж приходится на май. Такой финансовый год мог бы впредь составить основу полного годового цикла производства и продаж этого предприятия. Некоторые компании готовят балансовый отчет чаще, чем раз в год, порой в конце каждого месяца или квартала. Таким образом, в каждом балансовом отчете указывается определенная дата, позволяющая увидеть - когда именно был сделан финансовый "моментальный снимок" компании.
АКТИВЫ
Наиболее часто раздел балансового отчета, отражающий активы, подразделяется на три типа активов - текущие (ликвидные), капитальные (неликвидные) и нематериальные; порядок их записи в разделе определяется тем, с какой легкостью они могут быть превращены в наличные деньги. В балансовом отчете дается промежуточный итог для каждого вида активов и потом общий итог для всех видов.
ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ.
Текущие (ликвидные) активы, включающие в себя наличные деньги и другие средства, которые станут или могут стать наличными деньгами в пределах следующего года, всегда вносятся в список первыми.
• Кассовая наличность. Наличные средства на текущих и срочных счетах. Сюда не включаются средства на депозитах для специальных целей или в любой другой форме, не доступной для быстрого использования.
• Рыночные ценные бумаги. Акции, облигации и подобные капиталовложения, которые при необходимости могут быть быстро превращены в наличные деньги. Такие капиталовложения имеют временный характер и ни в коей мере не служат средством долгосрочного контроля над компанией, которая выпустила эти ценные бумаги.
• Счета к получению (счета дебиторов). Суммы дебиторской задолженности (задолженности клиентов). Бухгалтеры часто списывают с суммы дебиторской задолженности скидку по безнадежным долгам (по неоплаченным счетам клиентов). Это списание показывает кредиторам и акционерам, что некоторые долги клиентов не могут быть востребованы.
• Векселя к получению. Оформленные письменно и снабженные подписью обязательства выплатить определенную сумму с процентами, обычно в строго определенный срок и в строго определенном месте. Как правило, деньги по ним взимаются по установившейся практике через банки клиентов.
• Товарно-материальные запасы. Обычно - товары. Имеющиеся в наличии. В компаниях обрабатывающей промышленности к товарно-материальным запасам могут относиться сырье, незавершенное производство и готовая продукция, предназначенная для продажи.
• Авансированные средства. Предварительно оплаченные и доступные для использования, но еще не использованные ресурсы и услуги. Примером может служить оплаченное авансом страхование, то есть оплаченная компанией часть страховки, срок действия которой не истек. Эти средства классифицируются как текущие активы, поскольку они могут быть обращены в наличные деньги как при их изъятии в случае аннулирования заказа, так и при дальнейшем их использовании, поскольку это позволяет сократить денежные расходы в следующем году.
КАПИТАЛЬНЫЕ АКТИВЫ.
Капитальные (неликвидные) активы - порой это понятие отождествляют непосредственно с недвижимостью, заводом, оборудованием - представляют собой долгосрочные капиталовложения в здания, оборудование, мебель и принадлежности, транспортные средства, землю и любую другую реальную (материальную) собственность, применяемую в деятельности компании. Они имеют срок полезной службы более одного года, и их не предполагается превращать в наличные деньги.
Активы с длительным сроком службы, такие, например, как станки или грузовые автомобили, медленно изнашиваются или устаревают и в какой-то момент становятся непригодными к использованию. Применяемая в бухгалтерском учете процедура систематического распределения стоимости таких активов по всему расчетному сроку их полезной службы называется начислением износа, если речь идет о материальных активах, таких, как здания, или амортизационным списанием, если речь идет о нематериальных активах, таких как, например, патенты. Процедура начисления износа (или амортизации) заключается в распределении стоимости активов с длительным сроком службы на периоды бухгалтерской отчетности, в течение которых активы используются с целью извлечения дохода. При составлении балансового отчета бухгалтер регистрирует износ за определенный период. Из всех видов неликвидных активов не изнашивается только земля.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ.
К нематериальным активам относятся расходы, связанные с организацией предприятия, приобретением патентов на технологический процесс или изобретение, авторских прав на написанный или воспроизведенный материал, а также с регистрацией торговых марок. Даже не будучи реальным капиталом (как, например, стулья или письменные столы), патенты, авторские права и торговые марки тем не менее обладают стоимостью, поскольку на них можно предоставить лицензию или свободно продать их другим владельцам.
Наименьшее материальное содержание, но не меньшую ценность имеют неосязаемые активы, основной из которых- репутация компании, в первую очередь в том, что касается ее отношений с потребителями. Неосязаемые активы регистрируются в качестве таковых (то есть как доля капитала) только при покупке предприятия, когда покупатель определяет величину неосязаемых активов, по существу, как разницу между той стоимостью купленной компании, которая отражена в ее финансовых отчетах, и той ценой, которую покупатель реально готов за нее заплатить. Эта выплачиваемая покупателем надбавка, приходящаяся на неосязаемые активы, может варьировать от одного символического доллара до нескольких миллионов долларов.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В следующий раздел балансового отчета вносятся долги предприятия, представляющие собой требования, которые предъявляются к его активам. Обязательства могут быть краткосрочными или долгосрочными, и они записываются в порядке истечения срока платежей. В балансовом отчете подводятся промежуточные итоги по краткосрочным и долгосрочным обязательствам, а затем - общий итог по всем обязательствам.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Обязательства, которые должны быть покрыты в пределах одного года с даты составления балансового отчета, называются краткосрочными обязательствами.
• Счета к оплате (кредиторская задолженность). Обычно счета кредиторов подлежат оплате в течение 30 дней и потому, как правило, открывают данный раздел балансового отчета. Как правило, такая задолженность появляется в результате покупки товаров или услуг в кредит.
• Векселя к оплате. Оформленные письменно и снабженные подписью обязательства компании уплатить определенную сумму с процентами в определенное время и в определенном месте. Этот вид векселей - в противоположность векселям к получению - воплощает в себе деньги, взятые взаймы, а не деньги, которые должны поступить. Срок погашения у векселей к оплате обычно значительно продолжительнее, нежели у счетов к оплате. Поскольку помимо выплаты основной части долга векселя подразумевают и уплату процентов, этот пункт также включается в балансовый отчет.
• Издержки к оплате (накопленные издержки). Затраты, которые обязательно предстоят, но которые еще не осуществлены. Заработная плата, процент по кредитам и налоги представляют собой примеры издержек, которые должны быть оплачены в ближайшем будущем. Если такие затраты и соответствующие им обязательства не зафиксировать, то финансовые отчеты предприятия могут ввести в заблуждение, поскольку в этом случае некоторые долги и издержки, связанные с получением дохода, не будут в них отражены.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Обязательства, сроки платежей по которым наступают спустя год или более с даты составления балансового отчета, относятся к категории долгосрочных обязательств. В какой-то мере они схожи с собственным капиталом, поскольку представляют собой требования к компании, которые могут оставаться неоплаченными в течение длительного времени (хотя проценты по таким долгам подлежат регулярной выплате в срок). Обычно, если компания становится банкротом, требования по долгосрочным обязательствам подлежат оплате прежде, чем требования ее собственников.
К другим обязательствам, которые можно отнести к категории долгосрочных, принадлежат многие виды аренды (соглашения, по которым арендаторы могут использовать активы, не являясь их законными владельцами) и залога (соглашения, по которым имущество, принадлежащее компании, - такое, как земля, здания или оборудование, - отдается в залог кредиторам в качестве обеспечения).
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Собственные инвестиции в предприятие его владельцев перечисляются в балансовом отчете в разделе "собственный капитал". В отчете индивидуальной частной фирмы собственный капитал записывается под именем владельца с указанием суммы (активы минус обязательства). Небольшие товарищества перечисляют в данном разделе доли в предприятии каждого партнера по отдельности; в крупных товариществах доли партнеров записываются общим итогом. Собственный капитал корпорации (называемый также акционерным капиталом, представляется в виде суммы выпущенных в обращение обыкновенных акций - имеется в виду то их количество, которое находится на руках у акционеров. Указанная сумма отражает объем инвестиций в корпорацию, сделанных акционерами в период выпуска акций в обращение. В этом разделе указывается также нераспределенная прибыль корпорации - общая прибыль за все предшествующие периоды за вычетом суммы, выплаченной в качестве дивидендов.
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Отчет о прибылях и убытках отражает результаты операций за определенный период времени, обычно за один год. Если балансовый отчет представляет собой "моментальный снимок", то отчет о прибылях и убытках - это "кинофильм". В нем суммируются все доходы (или объем продаж), то есть средства, которые были или будут получены от покупателей за доставленные им товары или услуги, и все расходы, то есть издержки, которые возникли в процессе образования доходов. Затем в отчете производится вычитание расходов из доходов, чтобы показать действительную прибыль или потери компании - величину, извесгную под названием чистый доход (размер прибыли или "нижний предел").
ДОХОДЫ
Доходы компании обычно приносят продажа товаров покупателям, оплата клиентами ее услуг или то и другое вместе. К другим видам дохода относятся арендная плата, комиссионные, проценты, а также денежные поступления от других фирм за использование патентов компании.
ДВА МЕТОДА РЕГИСТРАЦИИ ДОХОДОВ.
В магазине по продаже мороженого продавец получает доход в тот момент, когда покупатель передает ему в руки деньги за стаканчик мороженого. Но в случае с компанией, которая продает более дорогую продукцию - например, компьютеры для коммерческих предприятий, - с момента, когда продавец и покупатель совершают сделку, до того, как покупатель оплачивает товар, проходит определенное время. В какой момент продавец действительно совершил акт продажи? Если компания регистрирует свои продажи методом нарастающего итога, она впишет доход в свои книги тотчас после заключения сделки и доставки товара, даже если покупатель не заплатит за него до следующего года. Однако если компания в своей деятельности опирается на принцип кассовой базы, то доход регистрируется лишь после того, как деньги от продажи действительно получены.
Хотя в большинстве компаний применяется метод нарастающего итога регистрации дохода, некоторые малые фирмы предпочитают не использовать его, потому что в этом случае налоговые обязательства возникают, как правило, прежде, чем реально поступают наличные деньги. Для предприятий, которым приходится занимать деньги только для того, чтобы оплатить налоговые счета, преимущества использования кассовой базы как основы бухгалтерского учета очевидны. Но метод нарастающего итога выгоден правительству, потому что позволяет быстрее получать налоговые суммы.
ВАЛОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ В СРАВНЕНИИ С ЧИСТЫМ ОБЪЕМОМ ПРОДАЖ.
Валовой объем продаж, то есть совокупная денежная стоимость проданных товаров, не дает полного представления о картине доходов. При нормальном ходе дела из валового объема продаж происходят изъятия, которые могут быть весьма значительными. Например, покупатели порой возвращают купленные товары и получают при этом полное возмещение расходов. Предлагаемые покупателям скидки с цены при срочной оплате купленных товаров также сокращают валовой объем продаж. Сумма, оставшаяся после вычитания из валового объема продаж таких скидок и изъятий, называется чистым объемом продаж.
РАСХОДЫ
Расходы, или предпринимательские издержки, включают в себя как затраты, прямо связанные с производством товаров, так и общие эксплуатационные издержки.
СТОИМОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ.
Любой товар, продаваемый производителем или оптовым торговцем, имеет определенную стоимость, которая должна быть оплачена. Промышленник, например, должен учесть издержки производства своих товаров, а розничный торговец - расходы на покупку товара. Стоимость проданных товаров рассчитывается по-разному для этих двух видов деятельности.
Производитель должен в первую очередь суммировать общие издержки производства товаров, включая расходы на рабочую силу, сырье и эксплуатацию производственных мощностей. Эти издержки прибавляются затем к стоимости товарно-материальных запасов готовой продукции, имеющихся в наличии на начало года. После вычитания стоимости товарно-материальных запасов (нереализованной готовой продукции) на конец года остается величина, составляющая стоимость проданных товаров.
Оптовые и розничные торговцы, напротив, начинают с оценки товарно-материальных запасов, имеющихся в наличии на начало года. Закупки, сделанные в течение года (минус скидки), затем прибавляются к этой цифре. Полученные суммы образуют общую стоимость товаров, предназначенных для продажи. Для того чтобы определить стоимость проданных товаров, из этой величины вычитают стоимость товарно-материальных запасов, все еще имеющихся в наличии на конец периода. Для исчисления валовой прибыли стоимость проданных товаров затем вычитается из чистого объема продаж.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ.
В дополнение к издержкам, напрямую связанным с производством товаров или услуг, компании должны учитывать два типа эксплуатационных издержек. Торговые издержки представляют собой эксплуатационные расходы, которые компания несет, осуществляя мероприятия по маркетингу и распределению предлагаемых для продажи товаров. К ним относятся заработная плата или жалованье продавцов, расходы на рекламу, снабжение, страхование торговых операций, износ складского и торгового оборудования и прочие издержки по отделу сбыта, такие, как расходы на коммунальные услуги и техническое обслуживание. Административные расходы представляют собой эксплуатационные издержки, связанные с общим управлением предприятием. К ним относятся оплата профессиональных услуг (жалованье бухгалтеров и юристов), жалованье конторских служащих, износ конторского оборудования, расходы на страхование конторских операций, снабжение и т. д.
ЧИСТЫЙ ДОХОД ИЛИ УБЫТКИ
При исчислении чистого дохода используются все показатели доходов и расходов. На первом этапе стоимость проданных товаров вычитается из чистого объема продаж (валовой объем продаж минус возвраты, потери и скидки), чтобы определить валовую прибыль.
Затем из валовой прибыли следует вычесть все эксплуатационные издержки. Остаток представляет собой доход от основной деятельности предприятия. Другие доходы, полученные предприятием (такие, как процентный доход) прибавляются к доходу от основной деятельности, а другие расходы (такие, как налоги на доход) вычитаются. В результате остается чистый доход, то есть прибыль или убыток компании за определенный период. Сравнивая чистый доход за один год с чистым доходом за предшествующие годы, собственники, кредиторы и инвесторы могут составить мнение о результатах деятельности фирмы в прошлом и о будущих перспективах.
ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ
Помимо балансового отчета и отчета о прибылях и убытках все государственные компании и многие частные фирмы готовят отчет о движении денежной наличности (кассовый отчет). Отчет о движении денежной наличности суммирует денежные поступления и денежные расходы по трем направлениям: основные операции, инвестирование и финансирование. Анализ движения денежной наличности дает представление о степени ликвидности компании, или способности в срок оплатить свои краткосрочные обязательства; состояние денежной наличности является, таким образом, одним из лучших показателей финансового благополучия.
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Организации и частные лица используют бухгалтерские балансы - балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый отчет и др. - для выявления своих проблем и возможностей. Анализируя финансовые отчеты компании с учетом присущих ей бухгалтерских методов, менеджеры и заинтересованные лица извне стараются оценить результаты ее деятельности на фоне общего состояния экономики в целом и конкурентов компании. При проведении такого анализа большинство пользователей исследуют исторические тенденции и определенные ключевые показатели, отражающие положение компании на рынке.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Состояние экономики в целом оказывает существенное влияние на большинство отраслей и компаний. Рассмотрим, к примеру, жилищное строительство. В периоды экономических спадов люди склонны откладывать покупку нового дома, и объемы продаж жилищностроительных фирм уменьшаются. Тяжелые времена могут ослабить даже наиболее преуспевающие компании. Обратное тоже верно: благоприятные периоды способствуют росту доходов даже отстающих предприятий.
Оценивая качество работы компании, очень важно принимать во внимание эти не поддающиеся контролю экономические силы и исследовать, как компания реагирует на них по сравнению со своими конкурентами. Например, во время спада рост объема продаж может замедлиться у всех компаний какой-то отрасли. Но компания, поддерживающая высокий уровень прибылей и в периоды обострения конкурентной борьбы за выживание, может быть признана благополучной.
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
При сравнении одной компании с другой нетрудно ошибиться из-за субъективности, присущей практике бухгалтерского учета. Некоторые бухгалтеры - как и некоторые преподаватели - большие педанты: они придерживаются наиболее консервативного подхода во всем. Другие позволяют себе самую либеральную интерпретацию правил. Таким образом, качество управления компанией, получившей категорию "Б" по показателям своего финансового отчета, может быть значительно выше по сравнению с ее конкурентом, имеющим категорию "А" благодаря применению менее строгих методов бухгалтерского учета. Чтобы удостовериться в том, что вы не сравниваете яблоки с апельсинами, следует задаться вопросом - насколько различаются подходы к бухгалтерскому делу в разных фирмах.
КОГДА РЕГИСТРИРУЮТСЯ ДОХОДЫ?
Компании имеют некоторую свободу выбора при решении вопроса, когда регистрировать продажу в своих финансовых документах. По этой причине, оценивая отчет о прибылях и убытках, вам следовало бы спросить: "Действительно ли он отражает регулярные устойчивые продажи?" Некоторые производители "загружают" товарами свои каналы распределения как раз перед тем, как истекает срок платежа, и тем самым создают впечатление, что объем продаж стремительно растет. В действительности эти производители не извлекают доход, а просто передают свои товарно-материальные ценности оптовым продавцам. Если товар не будет пользоваться спросом, производитель может столкнуться со значительными размерами возврата от торговцев; в этом случае производителю придется пересмотреть показатели объема продаж в сторону понижения. Консервативный подход к бухгалтерскому учету заключается в регистрации доходов лишь после того, как появляется возможность сделать обоснованный прогноз всех потенциальных возвратов.
КАКОЙ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ ИЗНОСА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?
Бухгалтеры могут выбрать любой из нескольких методов начисления износа. Но разные методы начисления износа требуют применения различных процедур. Все методы базируются на бухгалтерской оценке срока полезной службы каждого элемента основного капитала. Оценки полезного срока службы могут различаться: скажем, можно ли ожидать, что грузовик, используемый для доставки товаров, прослужит 10 лет, или 5 лет - более реалистичная оценка? В принципе, ОПБУ запрещают преднамеренное завышение срока полезной службы основного капитала, поэтому пользователи финансовых отчетов могут предположить, что любые такие оценки лежат в неких обоснованных пределах. Однако какие-то методы, выбранные для отражения износа основного капитала, требуют от пользователей большей "ловкости" при анализе финансовых отчетов. Один общепринятый метод, например, предусматривает начисление равных сумм износа на каждый год расчетного срока полезной службы основного капитала, в то время как другой метод допускает начисление больших сумм износа на начальные годы срока полезной службы основного капитала по сравнению с последними годами. Таким образом, в зависимости от используемого метода начисления износа компания может выглядеть более или менее прибыльной.
КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ?
Компания может также повысить или понизить показатель своих доходов, выбрав тот или иной метод подсчета стоимости проданных товаров. Предположим, вы занимаетесь розничной торговлей мотоциклами, покупая их у производителя и перепродавая конечным потребителям. Через год или два производитель может повысить на них цены, и тогда ваши товарно-материальные запасы будут состоять из машин различной стоимости. У вас может быть 5 мотоциклов, которые вы покупали несколько месяцев назад по 2 тыс. дол., и еще 5, которые вы купили только что по 2200 дол. за каждый. Если вы продадите 5 мотоциклов по 3 тыс. дол. за штуку, ваш доход составит 15 тыс. дол. Но какие именно 5 мотоциклов вы продали? Допустив, что первыми вы продали те, которые и купили первыми, вы обнаружите, что ваша валовая прибыль равна 5 тыс. дол. (15 тыс. дол. дохода минус 10 тыс. дол. затрат, или 5 мотоциклов по 2 тыс. дол. каждый). Но если вы предположите, что вы продали первыми "новые" мотоциклы, то ваша валовая прибыль составит только 4 тыс. дол. (15 тыс. дол. минус 11 тыс. дол., или 5 мотоциклов по 2200 дол. каждый).
Сумма вашей валовой прибыли составит 4 тыс. или 5 тыс. дол. в зависимости от того, какой метод определения стоимости товарно-материальных ценностей вы используете. Метод "первая партия на приход - первая в расход" предполагает, что стоимость товарно-материальных запасов регистрируется так, как будто они находятся на конвейерной линии, двигаясь через балансовый отчет к отчету о прибылях и убытках. Стоимость купленных изделий, зафиксированная в ваших финансовых документах, в том же порядке начисляется на изделия проданные. Вы используете этот метод, если регистрируете в качестве проданных первыми 5 "старых" мотоциклов, стоимостью 2 тыс. дол. каждый. Метод "последняя партия на приход - первая в расход" похож на складывание стоимости товарно-материальных запасов в коробку. Когда пласт издержек находится в самом низу, до него невозможно добраться, не удалив все верхние пласты над ним. Вы используете этот метод, если регистрируете в качестве проданных первыми 5 "новых" мотоциклов, купленных по 2200 дол.
В целом нельзя сказать, что один из этих методов обязательно лучше другого. Следует помнить о том, что в периоды изменений цен в отрасли две фирмы, одинаково преуспевающие в большинстве отношений, могут на вполне законных основаниях указать в своих отчетах разные уровни прибылей. После поверхностного просмотра финансовых отчетов человек, не знакомый с бухгалтерским учетом, может заключить, что компания, использующая метод 1, более прибыльна. Но в действительности может оказаться, что в компании, применяющей метод 2, качество управления выше, так как ей удалось уменьшить свой налоговый счет. Поскольку метод расчета стоимости товарно-материальных запасов столь сильно влияет на величину чистой прибыли, компания должна указывать в примечании к своим финансовым отчетам, какой именно метод она использует.
СКИДКА НА НЕИЗБЕЖНЫЕ ПОТЕРИ
Всякая компания порой сталкивается с обстоятельствами, когда она не может собрать какие-то долги, или часть выданных ею ссуд приносит убытки, или возникают проблемы с пенсионными фондами при выполнении обязательств перед своими служащими, вышедшими на пенсию. Подготовка к таким неизбежным событиям стала обычной практикой в деловом мире, и хотя некоторые компании ее игнорируют, другие, однако, заранее планируют списание неизбежных потерь в различных непредусмотренных ситуациях и создают соответствующие резервы для их покрытия. Случайному наблюдателю может показаться, что консервативные компании, которые ввели в свою практику такие резервы, менее прибыльны, однако реально при ухудшении ситуации они оказываются в лучшем положении, чем их не столь предусмотрительные конкуренты.
Рассмотрим проблему неоплаченной дебиторской задолженности. Почти в любой компании часть таких долгов остается невзысканной. Но какие именно долги попадут в категорию безнадежных и на какую сумму? Бухгалтеры могут заранее делать скидку на такие безнадежные долги, рассчитывая ее в виде процента либо к стоимости продаж, совершенных в кредит, либо к сумме неоплаченных счетов. Обе эти доли определяются на основании прошлого опыта компании с неоплаченными счетами и на основании прогнозов появления таких невзыскиваемых долгов в будущем. И вновь, в зависимости от принятой процентной доли, компания будет выглядеть более или менее прибыльной.
Ссудо-сберегательные компании также должны делать скидки на ссуды, приносящие убытки, и создавать соответствующие резервы для их покрытия, но именно недостаточные объемы резервов называют одной из причин недавней волны ликвидации и банкротств многих таких фирм. И действительно, "творческие" методы бухгалтерского учета и завышенные оценки стоимости недвижимости дали возможность ссудо-сберегательным компаниям игнорировать неизбежные и непредвиденные потери, а их руководителям богатеть на высоких заработках и дополнительных гонорарах, которые они получали, раздавая все больше и больше денег своих фирм.
Фонды пенсионного страхования представляют собой еще один вид резерва, и ими тоже можно управлять по-разному. Сколько потребуется компании средств для выплат работникам после их выхода на пенсию? Это непростой вопрос, потому что никто не может знать точно, как долго пенсионер будет реально пользоваться своей пенсией. Тем не менее, по мнению многих людей, для того чтобы пользователи балансового отчета получали правдивую и полную картину финансового положения компании, очень важно, чтобы в нем нашли отражение внефондовые пенсионные обязательства, то есть разница между суммой, в которую компания оценивает свои будущие пенсионные обязательства, и суммой уже отложенных на эти цели средств. Недавно измененные правила теперь требуют обязательного включения внефондовых пенсионных обязательств в раздел обязательств балансового отчета, что не сильно влияет на показатели движения денежной наличности компании, но существенно увеличивает сумму ее задолженности.
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Помимо обобщения всех финансовых операций компании финансовые отчеты обеспечивают информацию, которую можно использовать для анализа ключевых факторов сегодняшнего благополучия и будущих перспектив предприятия. Информация финансовых отчетов, как правило, анализируется с точки зрения тенденций и соотношений.
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ
Сравнение ежегодных финансовых показателей для выявления происходящих из года в год изменений называется анализом тенденции. Он отражает изменения основных характеристик предприятия на протяжении времени и может также использоваться для сравнения компании с другими компаниями отрасли или с состоянием экономики в целом. Годовые отчеты большинства крупных компаний содержат данные для проведения анализа тенденции. В своих балансовых отчетах или в отчетах о прибылях и убытках компании обычно приводят данные за три или пять лет (что позволяет проводить анализ); изменения по другим ключевым показателям - таким, как доходы, прибыль, доходы на акцию и дивиденды на акцию, - обычно включаются в таблицы и графики.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В сравнительном анализе сопоставляются два разных финансовых показателя за один и тот же год. Например, объем продаж может сравниваться с величиной активов или прибыли. Результат такого сравнения выражается процентной долей или коэффициентом, которые могут быть сопоставлены с прошлыми аналогичными показателями фирмы или с показателями ее конкурентов.
Подобно анализу тенденций, сравнительный анализ показывает, как развивается фирма в сравнении с аналогичными компаниями ее отрасли, но он концентрируется на определенных ключевых областях развития, а не на сравнении изменения всех показателей развития во времени. Каждая отрасль, как правило, устанавливает свои собственные "нормативные" коэффициенты, которые используются в качестве критериев для оценки деятельности отдельных фирм.
КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.
Один из способов, позволяющих увидеть, насколько успешно компания проводит свои текущие операции, - расчет коэффициентов рентабельности (прибыльности). Наиболее широко используются три коэффициента рентабельности - прибыль на инвестиции, доход с продаж и доход на акцию.
Прибыль на инвестиции, или прибыль на капитал, представляет собой доход, который предприятие получает с одного руб. капиталовложений владельца или акционера.
Рассмотрим показатели компании "С", доход которой до выплаты налогов составляет 43 294 при стоимости капитала 106 260. В этом случае коэффициент (в %) будет равен: Прибыль до вычета налогов: Собственный капитал = 43 294 :106 260 = 40,74%. Другими словами, на каждый руб собственного капитала компания получала более 40 коп прибыли до вычета налогов. Насколько высок такой коэффициент прибыли на инвестиции? Очень высок, хотя и не существует общепризнанного идеала. В основном менеджеры и инвесторы оценивают прибыль компании на инвестированный капитал путем ее сравнения с соответствующим коэффициентом рентабельности у сходных предприятий и с аналогичными показателями самой компании в прошлом.
Доход с продаж, или норма чистой прибыли - то есть величина прибыли до вычета налогов, получаемая предприятием в расчете на единицу продаж, - еще один важный показатель прибыльности. Он определяется путем деления чистой прибыли до вычета налогов на чистый объем продаж. Для "С" этот коэффициент будет равен: Прибыль до вычета налогов :Чистый объем продаж 43 294: 474 014 = 9,13%.
Доход с продаж "С", равный 9,13%, показывает, что чуть более 9 коп из каждого заработанного руб приходится на прибыль. При сравнении с аналогичными коэффициентами других компаний, занятых аналогичным бизнесом, этот показатель может предупредить потенциального инвестора о неэффективности компании или, напротив, подтвердить, что ее дела идут хорошо. В этом смысле "С" показывает результаты выше среднего уровня. Для большинства компаний доход с продаж составляет в среднем лишь 2,0-3,5%.
Доход на акцию - это величина прибыли, которую компания зарабатывает в расчете на каждую из выпущенных и обращающихся акций. Менеджеры и инвесторы уделяют особое внимание этому коэффициенту, потому что он проливает свет на способность компании развиваться и выплачивать дивиденды. Доходы в расчете на акцию "С" составят следующую величину:
Чистая прибыль:Число обыкновенных выпущенных и обращающихся на бирже акций = 36800: 10 000 акций = 3,68 руб. на акцию. Другими словами, если бы компания все свои доходы распределила между акционерами, каждый получил бы 3,68 руб. на одну акцию.
Показатели дохода на акцию разных компаний трудно сравнивать между собой, потому что их величина зависит как от чистой прибыли, так и от количества выпущенных и обращающихся акций. Лучший путь для сравнения - проследить тенденцию роста доходов на акцию в двух компаниях примерно за 5 прошедших лет. Если ежегодные темпы роста доходов в расчете на акцию компании А составили 10%, а компании Б только 6%, вы можете сделать вывод, что в компании А прибыли растут быстрее, даже если доходы в расчете на акцию у компании Б выше в абсолютном выражении.
КОЭФФИЦИЕНТЫ ЛИКВИДНОСТИ.
Способность компании оплатить свои счета, когда наступает срок платежа, определяется коэффициентами ликвидности. Естественно, показатели ликвидности особенно интересуют ссудодателей и кредиторов. Основой для оценки ликвидности могут служить величина оборотного капитала, коэффициент оборотного капитала и норма ликвидности.
Оборотный капитал компании - то есть текущие активы минус краткосрочные обязательства - представляет собой ресурсы (обеспеченные инвесторами и кредиторами, предоставившими средства на длительный срок), которые компания инвестировала в текущие активы. Оборотный капитал служит индикатором ликвидности потому, что он отражает величину текущих активов, остающихся после оплаты всех краткосрочных обязательств. Однако стоимостной объем оборотного капитала в денежном выражении сам по себе может ввести в заблуждение. Например, он может включать в себя стоимость товарно-материальных запасов, характеризующихся медленной динамикой, которые не могут быть в случае необходимости использованы фирмой непосредственно для выплаты краткосрочных долгов.
Другую картину ликвидности компании демонстрирует коэффициент оборотного капитала, или отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. На 31 декабря текущие активы "С" составляли 84 925, а краткосрочные обязательства - 52675. Значит, коэффициент оборотного капитала равен:
Текущие активы :Краткосрочные обязательства = 84 925 : 52 675 = 1,61.
Таким образом, для покрытия каждого руб краткосрочных обязательств "С" располагает 1,61 руб. оборотного капитала. Насколько надежен такой коэффициент? Чтобы ответить на этот вопрос, аналитики сравнивают конкретную величину коэффициента оборотного капитала компании со средним коэффициентом для такого типа бизнеса. Как правило, компания, коэффициент которой достигает по крайней мере 2,0, считается безопасным объектом краткосрочного кредитования. Если же коэффициент компании меньше 1,5, то выплата ее долгов может сильно растянуться по срокам, а сама компания может остаться без средств, необходимых для реинвестирования в предприятие.
Норма ликвидности, или коэффициент "критической" оценки (отношение ликвидности фирмы к сумме ее долговых обязательств), - еще один, но более традиционный показатель способности компании оплатить свои краткосрочные долги из наличных денег, рыночных ценных бумаг и дебиторской задолженности. Некоторые аналитики считают его более надежным показателем способности компании оплатить безотлагательные долги, нежели коэффициент оборотного капитала, потому, что в норме ликвидности не учитывается стоимость товарно-материальных запасов. Коэффициент "критической" оценки для "С" может быть подсчитан следующим образом:
(Сумма наличности + Рыночные ценные бумаги + Счета к получению + Векселя к получению) : Краткосрочные обязательства = 22 790 +4200 + 19 350 + 21 500 : 52 675 = 67 840 : 52 675 = 1.29
По мнению аналитиков, норма ликвидности, равная 1,0, - вполне приемлемый показатель, это значит, "С" находится в хорошей форме. Если даже компания окажется в затруднительном положении в случае замедления оборота наличных денег и товарно-материальных запасов, в ее распоряжении все же будет еще 1,29 руб. ликвидных активов для покрытия каждого руб краткосрочных обязательств.
КОЭФФИЦИЕНТЫ АКТИВНОСТИ.
Многие коэффициенты активности могут быть использованы для анализа эффективности управления активами компании. Наиболее широко используется коэффициент оборачиваемости товарных запасов, который демонстрирует потенциальным инвесторам, насколько быстро товарно-материальные запасы компании запускаются в товарооборот. Общее правило - чем быстрее, тем лучше.
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов вычисляется путем деления стоимости проданных товаров на среднюю величину стоимости товарно-материальных запасов за определенный период. В тех случаях, когда стоимость товарных запасов представляет достаточно постоянную величину, средний показатель стоимости товарных запасов на начало и на конец периода отражает ее довольно точно. Но если стоимость товарно-материальных запасов колеблется в течение года в широких пределах, следует оценивать среднюю величину стоимости товарно-материальных запасов на конец каждого месяца. Стоимость товарно-материальных запасов "С" более или менее постоянна, поэтому коэффициент оборачиваемости товарных запасов для этой компании можно подсчитать следующим образом:
Стоимость проданных товаров :(Стоимость товарных запасов на начало года + стоимость товарных запасов на конец года) :2 = 190755 : 10 473 + 12 685) : 2 = 190755 : 11579 = 16,47.
Этот коэффициент означает, что в среднем товарные запасы "С" поступают в продажу (оборачиваются) 16,47 раза в год, или примерно один раз в каждые 22 дня (365 дней разделить на 16,47). Эта информация представляет интерес для потенциальных инвесторов, поскольку она демонстрирует тот факт, что компания превращает свои среднемесячные товарные запасы в дебиторскую задолженность каждые 22 дня. Эта информация, вместе с коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности, предоставляет пользователям финансовых отчетов возможность проанализировать состояние движения денежной наличности (ликвидности) в компании и эффективность ее менеджмента. Для бизнеса разного типа характерен индивидуальный "идеал" коэффициента оборачиваемости. Так, коэффициент оборачиваемости магазина равен примерно 16. Напротив, прядильная мастерская, как правило, оборачивает свои товарные запасы только около 3,0-3,5 раза в год.
КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.
Для оценки способности компании оплатить свои долгосрочные долги вычисляются коэффициенты задолженности, или коэффициенты покрытия. Ссудодатели используют эти коэффициенты, чтобы определить, достаточна ли сумма денег, вложенная потенциальным дебитором в свое предприятие, чтобы служить резервным запасом для покрытия ссуды.
Отношение задолженности к собственному капиталу определяет, в какой степени предприятие финансируется за счет долга, а в какой - за счет инвестированного (собственного) капитала. С точки зрения ссудодателя, чем ниже этот коэффициент, тем выше степень надежности компании, так как в этом случае компания имеет меньшую задолженность и скорее всего в состоянии принять на себя большие обязательства. Но тот факт, что компания проявляет консерватизм в отношении долгосрочных займов, вовсе не означает, что качество ее управления обязательно лучше; часто низкий уровень задолженности связан с низкими темпами роста. Отношение суммы долга к чистой стоимости капитала для "С" равно:
Все обязательства : Акционерный (собственный) капитал = 106 425 : 106 260 = 1.00
Другими словами, кредиторы дали компании взаймы один руб на каждый руб ее собственного капитала. Отношение суммы долга к чистой стоимости капитала более 1,0 свидетельствует о том, что долги превышают собственный капитал, а это значит, предприятие слишком сильно обременено долгом.
Отношение задолженности к общей стоимости активов также служит простым показателем способности компании выплатить долгосрочный долг. По эмпирической оценке, сумма долга не должна превышать 50% общей стоимости активов. Для "С" это соотношение составляет: Общая сумма обязательств : Общая стоимость активов = 106 425 : 212 685 = 0.5
Таким образом, на каждый руб активов компания имеет только 50 коп долга, что соответствует 50-процентному нормативу отношения задолженности к общей стоимости активов.
Но ни один подобный показатель не может служить магической формулой. Даже компании, чьи финансовые коэффициенты указывают на круглое "отлично", могут неожиданно столкнуться с непредвиденными проблемами. Подобно баллам (или категориям), присваиваемым компаниям на основании их отчетов, эти коэффициенты лишь отражают результаты деятельности. Менеджеры, кредиторы, ссудодатели и инвесторы могут воспользоваться ими для получения достаточно точного представления о положении дел в компании. (Конец руководства В 6055).
|