РУКОВОДСТВО В6059
КАК УПРАВЛЯТЬ РИСКОМ КОМПАНИИ
Хорошо это или плохо, но риск в бизнесе неизбежен, потому что вероятность потерь так же реальна, как и возможность получить прибыль. И хотя менеджеры делают все от них зависящее, чтобы обеспечить бизнесу успех, они не могут защититься от всех видов риска.
ЧИСТЫЙ И СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РИСК
Снежная лавина являет собой такой вид риска, которого никакой бизнес не способен ни предсказать, ни избежать. Этот вид называется чистым риском и содержит в себе лишь опасность ущерба, без всякой возможности выигрыша. Другими словами, любая катастрофа, подобная землетрясению или пожару, дорого обходится бизнесу, на который она обрушивается, но ее отсутствие не приводит к повышению прибылей. Страхование имеет дело главным образом с чистым риском.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
Процесс минимизации потерь, которые может понести компания из-за неконтролируемых событий, называется управлением риском. Те сферы риска, в которых существует потенциальная вероятность понести убытки, называются зонами возможных потерь. Они делятся на четыре категории:
1) Потеря собственности (из-за уничтожения или хищения как вещественных, так и невещественных активов);
2) Потеря дохода (из-за уменьшения поступлений или увеличения расходов вследствие несчастного случая);
3) Юридическая ответственность перед другими лицами, включая служащих компании, и
4) Потеря ведущих работников компании (из-за несчастного случая или смерти).
Вопросами предотвращения убытков обычно занимается менеджер по управлению риском, функции которого в наши дни стали более сложными и опасными. Его программа призвана обеспечить максимальную защиту от риска при минимальных издержках. Поэтому он обязан 1) оценить риск, 2) выбрать такие меры управления риском, которые сочетали бы страхование и методы предотвращения убытков, и 3) претворить эти меры в жизнь и контролировать их выполнение.
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО РИСКА
Рассмотрим хотя бы одну из многих областей риска, с которой сталкивается, например, производитель мягких игрушек. Речь идет об ответственности за качество продукции. Во-первых, необходимо точно выяснить, может ли мягкая игрушка причинить вред потребителю (вероятнее всего, ребенку) и каким образом. Существует множество опасностей такого рода: ребенок может подавиться "пуговичным" глазом, съесть набивку, у него может возникнуть аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка. Во-вторых, компания должна выявить все возможные дефекты в производстве и маркетинге игрушек, которые могут повлечь за собой физический ущерб; например, у ребенка может возникнуть аллергическая реакция на игрушку, если материалы, из которых она изготовлена, недостаточно тщательно проверены на аллергены, если в игрушку попали примеси в процессе производства или если она плохо упакована (что открывает доступ к проникновению посторонних веществ). В-третьих, производитель должен проанализировать все варианты и рассчитать сумму возможных потерь, связанных с ответственностью за качество продукции. Поскольку не всегда возможно установить, каким образом данное изделие может причинить вред человеку или имуществу, и поскольку трудно точно подсчитать стоимость таких убытков, специалисту по управлению риском приходится довольствоваться примерными оценками.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
После того как масштабы риска оценены, менеджер должен рассмотреть все имеющиеся методы решения связанных с ним проблем. Существуют две категории таких методов: контроль за риском и финансирование риска.
КОНТРОЛЬ ЗА РИСКОМ.
Менеджер может воспользоваться методами контроля за риском для минимизации убытков компании.
• Уклонение от риска. Менеджер может попытаться полностью устранить возможность данного вида убытков. За редким исключением, уклонение от риска чрезвычайно затруднено. Производитель мягких игрушек мог бы избежать юридической ответственности за возможную аллергическую реакцию у ребенка, только отказавшись от производства таких игрушек, но в этом случае, естественно, компания оказалась бы не у дел.
• Предотвращение убытков. Менеджер может попытаться уменьшить (но не полностью устранить) конкретные убытки. Производитель игрушек может минимизировать опасность возникновения у детей аллергических реакций на мягкие игрушки, проведя, прежде чем начать производство, анализ материалов, из которых они изготовляются, а также примесей, которые могут появиться в процессе производства. Кроме того, он должен тщательно упаковать каждую игрушку, чтобы устранить возможность доступа посторонних веществ. Обычно в других зонах риска принимаются и такие меры, как установка огнетушителей для предотвращения серьезного ущерба от пожара, замков с секретом на дверях для предотвращения краж и контрольного оборудования для предотвращения аварий.
• Минимизация потерь. Менеджер может попытаться предотвратить значительную часть убытков компании. Соблюдая все правила, установленные правительством, компания по производству игрушек может избежать дополнительных штрафных санкций в случае какого-либо инцидента с ее продукцией, кроме той компенсации, которую она будет вынуждена выплатить потерпевшему потребителю. Помимо этого, поддерживая хорошие отношения с потребителями, у чьих детей возникли аллергические реакции, и покрывая расходы на их лечение, компания может уменьшить размеры финансовых претензий, которые она будет вынуждена удовлетворить.
• Передача контроля за риском. Менеджер по управлению риском может попытаться от него избавиться, передав другому лицу или группе лиц 1) реальную собственность или деятельность, связанную с риском, или 2) ответственность за риск. Фирма может продать здание, чтобы избежать риска, связанного с этим видом собственности; или подрядчик, уже взявшийся за какую-то работу, может нанять субподрядчика, чтобы устранить риск повышения затрат. Такие меры очень напоминают уклонение от риска. Но риска можно также избежать, передав ответственность, то есть передав сам риск. Арендатор может убедить домовладельца взять на себя ответственность за любой ущерб, причиненный его собственности. Или производитель может возложить ответственность за любое повреждение его продукции, после того как она ушла с завода, на розничное предприятие. Идея передачи риска заложена также в технике финансирования риска, о которой идет речь ниже.
ФИНАНСИРОВАНИЕ РИСКА.
Менеджер использует методы финансирования риска для возмещения (с наименьшими затратами) убытков, которые несет компания, несмотря на ее усилия по контролю за риском.
• Принятие риска. Менеджер может предпочесть возмещение убытков за счет средств самой компании. Чтобы покрыть непредвиденные убытки, многие компании берут средства из текущих доходов или создают фонд для экстраординарных обстоятельств. Некоторые фирмы создают свои собственные компании по общему страхованию ответственности.
Фактически программы различных фирм по принятию риска строятся примерно по одной схеме. Можно прибегнуть к самострахованию за счет резервного фонда, ежегодно внося в него определенную сумму на покрытие возможных убытков. Однако принятие риска на основе самострахования существенно отличается от полной незащищенности (отсутствия резервных фондов). Небольшая компания практически не способна отложить достаточно денег, чтобы покрыть убытки от катастроф. Когда приходит беда, компании, которые не могут купить страховку, вынуждены брать в долг, чтобы покрыть убытки; в противном случае они будут вытеснены из бизнеса.
• Передача риска. Менеджер может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Покупая страховку, компании передают риск страховой фирме, которая готова платить за определенные виды убытков. За эти услуги страховая компания получает гонорар, который называется страховой премией.
Для квалифицированного управления риском почти всегда необходимо сочетание по крайней мере одного метода контроля за риском с хотя бы одним из методов финансирования риска.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Менеджер, ответственный за управление риском, выбирает для этого методы, сильнее других способные повлиять на общий потенциал компании, наилучшей оценкой которого служит чистая сумма ее наличных средств. Так, производитель мягких игрушек должен решить, что ему выгоднее с точки зрения имеющихся у него свободных средств - проверка материалов, контроль за примесями, образующимися в процессе производства, или отдельная упаковка каждой игрушки. Конечно, он может выбрать все три вида контроля. Менеджер, ответственный за управление риском, должен также решить, выгоднее ли прибегнуть к традиционному общему страхованию или использовать какую-либо иную форму страхования, чтобы наиболее надежно обеспечить покрытие возможных убытков и в наименьшей степени ущемить финансовые интересы компании. В конечном итоге наилучшим решением может оказаться сочетание сразу нескольких методов.
Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента: 1) выработка нормативов для определения приемлемых результатов, 2) сравнение реальных результатов с этими нормативами и 3) корректировка на любом этапе всего процесса для максимального сближения результатов с установленными нормативами.
СТРАХУЕМЫЕ И НЕСТРАХУЕМЫЕ РИСКИ
Менеджер, ответственный за управление риском, должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых. Внешние страховые компании неохотно дают обещания об оплате убытков, если у них нет достаточных оснований полагать, что им удастся этого избежать. Большинство чистых рисков (но не все из них) подлежат страхованию; спекулятивные риски, вообще говоря, не страхуются.
НЕСТРАХУЕМЫЕ РИСКИ
Нестрахуемый риск - это такой риск, который практически ни одна страховая компания не согласится взять на себя. Можно купить страхование от стихийных бедствий, таких, как наводнение, ураганы и землетрясения. Но страховые компании весьма неохотно, если не сказать больше, рассматривают возможность сотрудничества в тех случаях, когда риск связан с акциями правительства или общей экономической ситуацией. Такие неопределенные факторы, как изменения законодательства и экономические колебания, выходят за рамки страхования.
Иногда нестрахуемые риски становятся страхуемыми; когда набирается достаточно данных для точной оценки предстоящих убытков. Изначально страховые компании неохотно страховали авиапассажиров, но десятилетия спустя этот риск стал предсказуемым. Теперь компаниям доступна также страховка от захвата иностранным государством заводов, шахт или офисов, находящихся на территории этих стран.
СТРАХУЕМЫЕ РИСКИ
Страхуемый риск, который готова взять на себя страховая компания, обычно отвечает следующим требованиям.
• Страхуемая опасность не может быть результатом преднамеренных действий застрахованной фирмы. Это означает, что страховые компании не платят за ущерб, намеренно причиненный самой застрахованной фирмой, по ее указанию или с ее ведома. Например, в страховой полис от пожара не включаются убытки, причиненные поджогом застрахованной фирмы. Однако такой полис предусматривает покрытие убытков, если поджог совершает служащий фирмы.
• Убытки должны подлежать подсчету, и затраты на страхование должны быть экономически оправданны. Чтобы получать прибыль, страховым компаниям необходимо иметь сведения о частоте и серьезности убытков, причиняемых данным бедствием. Если эта информация охватывает длительный период времени и основана на большом количестве случаев, страховые компании обычно могут довольно точно предсказать, какие убытки возникнут в будущем. Например, показатель уровня смертности в расчете на 1 тыс. человек вычисляется с большой степенью точности, и страховые компании используют эту информацию, когда устанавливают страховые премии держателям полисов страхования жизни.
• Один вид риска должен охватывать значительное количество подобных случаев. Чем больше случаев попадают в данную категорию, тем более вероятно, что будущее подтвердит прогнозы страховой компании. Поэтому страховые компании охотнее берут на себя риски, с которыми сталкиваются многие фирмы и частные лица. Например, пожар - это общая опасность, которая угрожает практически всем зданиям, поэтому обычно страхование убытков от пожара не вызывает трудностей.
• Риск не должен одновременно затрагивать всех застрахованных. Если страховая компания не охватывает большие географические зоны или широкие слои населения, то всего лишь одна катастрофа может привести к тому, что ей придется заплатить сразу по всем своим полисам.
• Потенциальные финансовые потери должны быть ощутимыми для страхователя. Страховая компания не может позволить себе заниматься канцелярской работой, связанной с удовлетворением множества мелких страховых требований (заявлений застрахованных лиц о возмещении ущерба) на несколько долларов (да и солидное деловое предприятие вряд ли станет страховать такие мелкие убытки). Поэтому многие полисы содержат статью, предусматривающую, что страховая компания выплатит только ту часть ущерба, которая превышает сумму, названную в полисе. Этот так называемый нестрахуемый остаток представляет собой некоторую часть от общей суммы убытка, которую согласен оплатить сам застрахованный. Например, если вы обращаетесь за страхованием здоровья, страховщик может потребовать, чтобы первоначальный гонорар врачу в размере до 100 дол. вы заплатили сами, а компания, страхующая ваш автомобиль, - чтобы за ваш собственный счет были выплачены первые 200 дол. за любой необходимый ремонт.
СТРАХОВОЙ БИЗНЕС
В своей простейшей форме идея страхования, наверное, стара как мир. Еще в пещерные времена люди объединялись в группы, чтобы помогать друг другу в несчастьях и бедах. В годы изобилия они откладывали про запас продукты, чтобы в голодное время у них была еда. Если у соседа сгорало жилище, они помогали его восстановить, при этом ясно понимая, что в случае необходимости они тоже получат помощь. С течением времени такая неофициальная кооперация между соседями стала постепенно приобретать институциональные формы. Создавались общества взаимопомощи, их члены платили взносы, которые предназначались для чрезвычайных ситуаций. В конечном итоге возникли страховые компании с профессиональным управлением.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА
Частные страховые компании - это коммерческие предприятия. Товар, который они продают, - это финансовая защита. Чтобы успешно работать, они должны покрывать свои расходы, которые состоят из сумм возмещения ущерба держателям страховых полисов, а также из торговых издержек и административных расходов, дивидендов и налогов.
Принимая решение о том, какой доход необходимо получить от страховых премий, компания должна определить, какую сумму ей, вероятно, придется выплатить по страховым требованиям в течение данного периода. Сумма премии по определенному виду риска основывается главным образом на вероятности ущерба. Например, поскольку пожар представляет большую опасность для деревянных, чем для кирпичных зданий, то и страховая премия для деревянных домов обычно выше. Те люди, которые определяют вероятность смертей, болезней, пожаров, несчастных случаев, стихийных бедствий и т. д. за год, называются актуариями. Они составляют "страховые таблицы" вероятностей различных событий и используют их для исчисления размеров премий. Страховые агенты (или страховщики), особые служащие страховых компаний, затем решают, какие риски и на каких условиях следует страховать.
Вычисляя вероятность, актуарии используют закон больших чисел, означающий, что чем больше группа страхуемых лиц, тем более точен прогноз единичного ущерба. Страховые компании не рассчитывают на получение прибыли от данного страхового полиса, они также не рассчитывают выплатить компенсацию за ущерб данному держателю полиса из полученной от него премии. Каждая страховая компания возмещает ущерб из общей суммы премий, полученных от всех держателей полисов. Таким образом компания перераспределяет убытки, перенося их с одного лица на большое количество держателей полисов.
ИСТОЧНИКИ СТРАХОВАНИЯ
Думая о страховании, большинство людей представляет себе частные страховые компании, у которых они покупают страховку. Но в действительности самым крупным источником страхования является правительство, на долю которого приходится почти половина общей суммы страховых премий по всем, вместе взятым, видам страхования. Примерно 29% федерального бюджета формируется из платежей в систему социального страхования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СТРАХОВАНИЯ
Большинство программ государственного страхования направлено на защиту людей от потери дохода - либо из-за достижения пенсионного возраста, либо в результате утраты трудоспособности. В отличие от частного страхования, которое является делом свободного добровольного выбора того, кто желает застраховаться, государственные программы носят обязательный характер.
ЧАСТНЫЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ
В наши дни действуют около 5800 частных страховых компаний, большинство из которых являются либо акционерными, либо взаимными. Акционерная страховая компания - это корпорация, работающая ради прибыли, акционеры которой рассчитывают на получение дивидендов со своих инвестиций в эту компанию. Взаимная страховая компания - это некоммерческая организация, принадлежащая держателям полисов. Любой дополнительный доход возвращается им либо в форме дивидендов, либо в виде снижения их страховых взносов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ.
Наибольшей известностью среди международных страховых компаний пользуется лондонская фирма "Ллойд", представляющая собой ассоциацию отдельных лиц, которые занимаются страхованием, представляя синдикаты, входящие в "Ллойд". Это одна из немногих компаний, которые допускают страхование необычных рисков: скачек, спортсменов, кинозвезд и нефтяных танкеров, находящихся в зоне военных действий. Некоторые компании предоставляют различные виды страхования начинающим экспортерам. Когда компании посылают своих сотрудников и товары за границу, они подвергают себя риску во множестве его видов, таких, как требования работников о повышении их оплаты и компенсаций, иски, связанные с ответственностью за качество продукции, просто воровство.
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОЙ ИНДУСТРИИ
Во все времена в частном страховом бизнесе происходило чередование прибылей и убытков, в зависимости от состояния финансового рынка. При высоких процентных ставках страховые компании получают дополнительные средства в форме дохода на инвестиции; в эти периоды страховые взносы относительно невысоки. При низких процентных ставках такая форма дохода уменьшается и компании получают свой доход главным образом от страховых взносов, которые соответственно повышаются. Продолжительность таких подъемов и спадов обычно составляет 3 года, но в последнее десятилетие подъем продолжался всего два года, росле чего прибыли снова стали падать. Некоторые аналитики обеспокоены тем, что, если процентные ставки и страховые премии (взносы) упадут слишком резко или их падение будет продолжаться слишком долго, страховые компании окажутся неплатежеспособными.
ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ БИЗНЕСА
Какой вид страхования вам необходим, когда вы открываете свою фирму? В какой-то степени ответ на этот вопрос будет зависеть от типа вашего бизнеса. Однако в большинстве случаев вам надо будет застраховать от ущерба вашу собственность и защитить ваши активы, такие, как наличность и ценные бумаги, от убытков, причиняемых стихийными бедствиями или людьми. Рассматривая методы управления риском, мы уже говорили о четырех зонах возможных потерь: потеря собственности, потеря дохода, юридическая ответственность перед другими лицами и потеря ведущих работников компании.
ПОТЕРЯ СОБСТВЕННОСТИ
Собственности может быть нанесен ущерб по ряду причин, в том числе в результате аварий, стихийных бедствий и хищений. Кроме того, причиной потери или ущерба собственности может быть недобросовестность служащих компании и невыполнение ими условий контракта.
ПОТЕРЯ СОБСТВЕННОСТИ ИЗ-ЗА ЕЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ИЛИ ХИЩЕНИЯ
Когда консервная фабрика отправляет на грузовиках банки с соусом, товар в пути подвергается неизбежному риску. Один неосторожный поворот - и вся дорога будет покрыта месивом из стекла и соуса, что, несомненно, нанесет значительный ущерб производителю. Да и сама консервная фабрика может пострадать от пожара, наводнения или землетрясения.
Страхование собственности защищает страхователя от физического повреждения или уничтожения собственности, а также от хищений. Приобретая полис страхования собственности, покупатель имеет возможность выбора между страхованием издержек замещения и страхованием остаточной стоимости (фактической денежной стоимости). Страхование издержек замещения стоит дороже, но обеспечивает более существенную защиту, потому что дает держателю страхового полиса возможность купить новую собственность для замены старой. При страховании остаточной стоимости имеется в виду, что уничтоженная или поврежденная собственность стоит меньше, чем новая, потому что ее владелец пользовался ею в течение некоторого времени.
ПОТЕРЯ СОБСТВЕННОСТИ ИЗ-ЗА НЕЧЕСТНОСТИ СЛУЖАЩИХ ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА
Нечестные служащие внутри компании и посторонние преступники представляют собой угрозу собственности и другим активам компании. Есть несколько путей решения этой проблемы. Один из них - гарантийные облигации лояльности, которые защищают застрахованную компанию от преступлений своих служащих, таких, как растрата, подлог и кража.
Другой способ - гарантийные облигации надежности - то есть трехсторонний договор, по которому одна сторона согласна нести ответственность перед другой стороной за выполнение обязательств третьей стороны. Например, при заключении контрактов на коммунальное строительство закон требует гарантийных облигаций на выполнение каждого контракта.
Страховая компания заплатит за ущерб, который причинила застрахованная ею строительная фирма, получившая заказ от муниципалитета, - если работа будет не закончена в срок или выполнена неквалифицированно. Такие же гарантийные облигации требуются при заключении контрактов с муниципалитетом на уборку мусора и снега. Они также необходимы выборным официальным лицам, которые должны быть застрахованы от выражения недоверия, пока они находятся на выборной должности. Гарантийные облигации нередко используются и в частном секторе. Например, железные дороги позволяют отложить оплату фрахта грузоотправителям, имеющим гарантийную облигацию; наличие соответствующих облигаций дает возможность корпорациям восстанавливать потерянные или уничтоженные ценные бумаги.
Еще один вид страхования от потерь, причиной которых является невыполнение условий контракта, - это кредитное страхование жизни. Оно гарантирует покрытие кредита или договора о покупке в рассрочку в случае смерти заемщика. И последний вид - страхование от преступности, которое покрывает ущерб от любого хищения - будь то кража со взломом (незаконное насильственное вторжение в помещение) или воровство (изъятие собственности у другого лица с применением силы или угрозой ее применения).
ПОТЕРЯ ДОХОДА
Пожар на складе супермаркета приведет к потере собственности, но это лишь одна сторона медали. Пожары, помимо прочего, нарушают работу фирмы, и ущерб от них обходится дороже, чем просто ремонт или замена поврежденной собственности. Постоянные издержки (заработная плата, выплата процентов, аренда помещения) не снижаются, а новые доходы не поступают. Более того, разрушения в результате пожара влекут за собой и новые расходы: на аренду временных площадей, оплату сверхурочных для выполнения графика при сократившихся мощностях или покупку дополнительной рекламы, убеждающей клиентуру в том, что фирма все еще существует. Длительный перерыв в работе фирмы может даже привести к ее банкротству.
Поэтому многие фирмы страхуются не просто от потери дохода, но и обеспечивают себе дополнительную защиту собственности, которая простирается значительно дальше простого возмещения ее стоимости. Можно приобрести страхование от перерывов в бизнесе, которое защищает от потери прибыли и от дополнительных расходов, когда компания временно закрывается из-за пожара или других бедствий; страхование дополнительных расходов, по которому оплачиваются дополнительные затраты на продолжение деятельности фирмы во временных помещениях; страхование от непредвиденных срывов в бизнесе, которое защищает от убытков, когда пожар или другие бедствия приводят, например, к срыву поставок по импорту.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Любой водитель знает, что если по его вине произойдет авария, то он будет нести серьезную ответственность за причиненный ущерб. Также и компании ответственны за любой ущерб, который они причиняют человеку или его собственности. Страхование ответственности возмещает ущерб в случае увечий или смерти по вине застрахованной компании, а также ущерб, причиненный ею чужой собственности. Во время кризиса системы страхования ответственности, когда страховые премии резко возросли, а возможности получения такого страхования сузились, для многих мелких фирм оно стало вообще недоступно. Однако сейчас большинство малых фирм относительно легко могут приобрести необходимое им страхование.
ИСТОЧНИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
За какие несчастные случаи и действия компания несет ответственность? К несчастным случаям, которые чаще всего приводят к судебным процессам, принадлежат увечья, полученные на территории компании, физический ущерб, причиненный продукцией компании или полученный ее служащими, а также ущерб, вызванный профессиональными ошибками. Травмы на территории фирмы могут получить как служащие, так и посторонние люди. Например, если из строя выйдет лифт, то в аварию могут попасть и те и другие, а если на складе рухнет металлический стеллаж, то скорее всего пострадают лишь служащие. Физический ущерб от продукции компании заключается, например, в отравлении пищевыми продуктами или в травме, нанесенной ребенку небрежно сделанной игрушкой. Профессиональная недобросовестность может привести, например, к физическому ущербу из-за неправильного лечения врачами и дантистами или к материальному ущербу из-за ошибок юристов и бухгалтеров.
ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Чтобы разграничить перечисленные виды ответственности, страховые компании выпускают для каждого из них отдельные страховые полисы.
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Для основных видов страхования большинство компаний выпускают полисы универсального страхования ответственности, которые автоматически обеспечивают защиту от всех видов ущерба, за исключением случаев, специально оговоренных в страховом договоре. Большинство полисов универсального страхования охватывает ответственность за действия, случившиеся на территории компании, ответственность за качество продукции, ответственность за законченные операции и операции независимых подрядчиков. Страхование ответственности за качество продукции защищает застрахованные компании от финансовых претензий тех лиц, которые заявляют, что один из товаров причинил ущерб, привел к увечью или смерти.
Приобретая страхование ответственности, покупатель имеет возможность выбора. Он может купить текущий полис, который покрывает ущерб в результате наступления страхового случая в период действия страхового договора, независимо от того, когда было предъявлено требование о компенсации. По полису обратного действия удовлетворяются требования, предъявленные в период действия страхового договора в связи с ущербом, последовавшим в результате страхового случая, который наступил не позже некой прошлой даты. Эта дата может относиться к началу страхового периода или даже к более раннему сроку.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
Многие компании предлагают также страхование ответственности, связанной с управлением любым транспортным средством, принадлежащим компании или используемым ею.
КОМПЕНСАЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ РАБОТНИКОВ.
Еще один вид страхования ответственности, по которому оплачиваются затраты на медицинское обслуживание работников, получивших травму или профессиональную болезнь, называется компенсационным страхованием работников. Работники получают компенсацию за потерю дохода из-за травм или болезней, связанных с их профессией; им также оплачиваются расходы на реабилитацию. Кроме того, в случае смерти работника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, пособие выплачивается членам его семьи в связи с потерей кормильца. В большинстве случаев это касается работников как с полной, так и с неполной занятостью. Временно потерявший трудоспособность служащий обычно получает еженедельное пособие. Если несчастный случай привел к смертельному исходу, иждивенцы потерпевшего получают еженедельное пособие в течение определенного срока.
За последние годы взносы компаний на компенсационное страхование работников выросли более чем в 2 раза. Произошло это по многим причинам: пособия возрастают из-за увеличения заработной платы и прожиточного минимума; у служащих нет стимула контролировать эти расходы, поскольку сами они в них не участвуют, суды стали более расширенно толковать понятие "ущерб, связанный с выполнением профессиональных обязанностей", а судебная практика открыла новые области для возмещения ущерба. Безусловно, одна из сфер, где компенсационные выплаты, очевидно, будут расти и дальше, - это профессиональные заболевания, в особенности легочные, у работников, имеющих дело с химическими веществами и волокнами.
В поисках более дешевых вариантов многие фирмы обращаются к программам самострахования для выплаты компенсации работникам. Есть и другой способ избежать слишком высоких отчислений; Компания может сократить количество страховых требований служащих, уменьшив число травм и профессиональных заболеваний. С этой целью многие компании более внимательно относятся к своим программам по технике безопасности.
СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Врачи, адвокаты, бухгалтеры, архитекторы, биржевые брокеры и другие представители независимых профессий обычно пользуются каким-либо из видов страхования от профессиональных ошибок. Этот тип страхования защищает профессионалов от разорения, если неудовлетворенные клиенты возбуждают против них иски. Такое страхование становится все более дорогим и недоступным. Всего за пять лет удельная стоимость страхования профессиональной ответственности партнеров бухгалтерских фирм увеличилась втрое. И из-за растущей стоимости этого вида страхования тысячи акушеров перестали принимать роды. По оценкам специалистов, из-за высоких страховых премий каждая десятая компания, обеспечивающая услуги дипломированных профессиональных бухгалтеров, ничем не защищена (вообще не имеет страховки). Это в большинстве случаев мелкие фирмы.
ПОТЕРЯ КЛЮЧЕВЫХ РАБОТНИКОВ
В некоторых компаниях лишь один руководитель или служащий обладает такими знаниями и опытом, которые имеют решающее значение для бизнеса. Чтобы защитить себя от финансовых потерь в случае его смерти, компания может прибегнуть к так называемому страхованию ключевого работника. Компенсация в таком случае выплачивается компании, а не оставшимся в живых родственникам лица, на которое обращена страховка.
ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ СЛУЖАЩИХ
Компании страхуют не только свою собственность и активы, но и своих служащих. Если служащий не застрахован, болезнь или нетрудоспособность могут потребовать от него огромных расходов. Кроме того, его смерть влечет за собой финансовые трудности для его семьи. Безработица, вызванная спадом деловой активности, угрожает потерей дохода даже образцовым рабочим.
Согласно законодательству, наниматели обязаны платить половину налогов в систему социального обеспечения работников и оказывать финансовую поддержку фондам страхования по безработице. Все обязаны выплачивать рабочим компенсации в связи с производственными травмами, наниматели должны обеспечивать и страхование по нетрудоспособности. Но помимо этих обязательных программ большинство компаний предоставляет своим служащим дополнительные виды страхования.
Обычно компания заинтересована в трех видах защиты своих служащих: страховании здоровья и жизни и пенсионных программах. Такую защиту, как правило, обеспечивают групповые полисы, которые фирма покупает у страховой компании. В некоторых случаях наниматель полностью оплачивает страхование, а в других - сами служащие частично или полностью несут эти расходы, которые вычитаются у них из заработной платы.
СТРАХОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Традиционно существовало два вида страхования здоровья: один покрывал расходы на медицинское обслуживание, а другой гарантировал доход в случае болезни или травмы, которые привели к нетрудоспособности.
Эта схема продолжает действовать, но сегодня имеется больше возможностей застраховаться как от "ординарных" болезней, так и от возникновения более серьезных медицинских проблем. Например, большее распространение получило стоматологическое страхование. Что касается группового страхования нетрудоспособности, то размеры пособий увеличились и их стали выдавать на более длительные сроки. Однако периоды ожидания тоже увеличились; по многим полисам пособия не платят до 6-ти месяцев с момента потери трудоспособности.
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Страхование здоровья покрывает целый ряд медицинских расходов. Хотя за последние несколько лет количество видов страхования увеличилось, огромное большинство программ можно разделить на пять основных категорий. Страхование стационарного лечения покрывает основную часть расходов на содержание в больнице. Суммы выплат не одинаковы по разным полисам, но в большинстве случаев полностью или частично оплачивается стоимость палаты на двух человек и полная стоимость лекарств и обслуживания за все время пребывания застрахованного лица в больнице. Хирургическое и терапевтическое страхование покрывает расходы на хирургическое и терапевтическое медицинское обслуживание в больнице. В полисах обычно оговаривается максимальная сумма страхования каждой хирургической операции. Универсальное медицинское страхование покрывает все затраты на медицинское обслуживание, не обеспеченное страхованием стационарной медицинской помощи, а также хирургической и терапевтической помощи. Обычно страхователь должен платить взносы на медицинское обслуживание не менее 250-500 дол. в год. Но в большинстве случаев по полису универсального медицинского страхования оплачивается 80% всех медицинских расходов стоимостью до 1 млн дол.; если служащий сам оплатил более 1500 дол. в год, то остальная часть полностью оплачивается страховой компанией. Эта система распределения расходов называется совместным страхованием. В последние годы стало развиваться комбинированное медицинское страхование, которое является разновидностью универсального медицинского страхования.
Страхование "дантист - окулист" покрывает определенный процент затрат работника на очки, контактные линзы, приобретаемые по медицинским показаниям, а также различные виды стоматологической помощи. В наилучших программах расходы самого застрахованною лица на эти цели ограничиваются пределом в 1 тыс. дол., все затраты, превышающие эту сумму, оплачивает страховая компания. Такие программы приобретают все большую популярность.
Страхование психиатрической помощи покрывает расходы на лечение психических болезней и консультации психологов. Покрыв часть затрат по условиям страхового договора, служащий, страдающий психическим заболеванием или нервным расстройством, может получить пособие, составляющее от 50 до 80% стоимости лечения. Однако некоторые компании не предлагают такой вид страхования. Часто по той же схеме, что и страхование психиатрической помощи, осуществляются программы лечения алкоголизма и наркомании. Сегодня многие наниматели тратят на эти программы до 30% совокупных расходов на медицинское страхование.
СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Более 75% всех служащих в стране пользуются тем или иным видом страхования здоровья, которые обеспечивают наниматели. Обычно наниматели платят около 80% общей суммы страховых взносов; однако, поскольку стоимость страховки растет, они стараются переложить на плечи служащих значительную часть бремени этих расходов, а также большую долю выплат по нестрахуемому остатку и по совместному страхованию.
Повышению стоимости медицинского обслуживания способствовали несколько факторов. Некоторые наблюдатели считают, что самый главный из них - перераспределение расходов, когда больницы и врачи поднимают цену для пациентов, полностью оплачивающих свое лечение, чтобы компенсировать недостаток государственных ассигнований, выделяемых на лечение больных. Когда больницы и врачи увеличивают цены, возрастают и премии по медицинскому страхованию. К другим факторам, вызвавшим повышение страховых премий, относятся также эпидемия СПИДа (которая легла дополнительным бременем на систему здравоохранения); распространение дорогостоящих хирургических операций, таких, как трансплантация органов; использование дорогого высокотехнологичного оборудования, например компьютерных томографов и воспроизводящих сканеров с магнитным резонансом. Кроме того, многие врачи приобретают статус высококвалифицированных специалистов и поэтому назначают более высокие гонорары.
Чтобы помочь служащим покрыть расходы, выходящие за рамки традиционных полисов страхования здоровья, некоторые наниматели включают в свои программы страхования новые виды полисов. Они либо предлагают оплачивать дополнительные расходы по страхованию, вычитая их из заработной платы служащих, либо разрабатывают свои собственные комбинированные программы управления расходами на медицинское страхование.
МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РАСХОДОВ..
Некоторые компании прибегают к организованному медицинскому обслуживанию, представляющему собой универсальные групповые медицинские программы с предварительной оплатой услуг врачей-специалистов. Клиенты платят определенный взнос и получают все медицинские услуги бесплатно или с небольшой дополнительной оплатой. В отличие от лечения в частных клиниках и у частнопрактикующих врачей, которые назначают плату за каждую услугу, в рамках программ организованного обслуживания устанавливаются определенные ежегодные взносы, за счет которых покрываются все расходы. Поскольку такие программы не могут выходить за пределы "дохода от членских взносов", обеспечивающие их организации стремятся ограничивать сроки лечения и обходиться без дорогостоящей госпитализации. Организованное медицинское обслуживание фактически является предшественником программ по управлению расходами на медицинское обслуживание, которые иногда называют "открытым организованным обслуживанием", потому что участники современных программ имеют возможность выбирать клиники или врачей со стороны. Преимущества прежнего организованного обслуживания состоят в более низких групповых взносах, страховании профилактического обслуживания, а также в том, что оно не требует заполнения никаких специальных форм или заявлений для получения услуг.
Некоторые предпочитают использовать одну из разновидностей организованного обслуживания, а именно льготные медицинские организации - учреждения здравоохранения, заключающие контракты с нанимателем, страховой компанией или третьей стороной, оплачивающими предоставление медицинских услуг группам работников по более низким расценкам. Работники большинства компаний не обязаны пользоваться льготными организациями, но компании их к этому стимулируют: снижают величину нестрахуемого остатка по этим программам, уменьшают долю работников в совместных с компанией платежах или включают сюда программы здоровья. Льготные организации не только экономят деньги нанимателя, но дают ему возможность контролировать качество и правомерность предоставляемых услуг. Но их критики указывают, что при отсутствии стимулов для контроля над расходами такие учреждения зачастую компенсируют свои потери от снижения цен за счет количества услуг. Есть и другие недостатки: ограничение права выбора больниц и врачей, дополнительная бумажная волокита для получения некоторых услуг и отсутствие страхования профилактического обслуживания.
СТРАХОВАНИЕ ПО НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Страхование доходов по нетрудоспособности защищает работника от потери дохода, если он полностью или частично утратил трудоспособность. Застрахованный получает ежемесячное пособие, обычно спустя определенный период времени. Размер пособий, как правило, зависит от того, частично или полностью, временно или навсегда потеряна трудоспособность. Обычно потерявшие трудоспособность работники получают от 50 до 60% зарплаты до выхода на пенсию за счет взносов на пособия по нетрудоспособности из фонда социального обеспечения. Некоторые полисы обеспечивают частичные платежи, если служащий может вернуться на работу, но уже не в состоянии так же быстро продвигаться по службе или работать столько же часов в неделю, как прежде. (Конец руководства В6059).
|