Бизнес "под ключ": прокат парапланов.
Параглайдинг (т.е. полеты на параплане) - развлечение, хобби, образ жизни и, конечно, спорт. Это самый дешевый, достаточно безопасный и простой способ испытать чувство полета. До сих пор для большинства парапланеристов параглайдинг еще не стал бизнесом. Но все предпосылки для коммерческого использования парапланов есть. Прежде всего - интерес публики, подходящие для полетов места и, что самое главное, опытные пилоты-парапланеристы, способные обучать других.
ПОЧЕМУ ЭТИМ СТОИТ ЗАНЯТЬСЯ
--------------------------------------------------------------------------------
Параглайдинг - уникальный вид спорта: с одной стороны, он экстремален (полеты, как никак, адреналин), а с другой, - вполне "домашний зверь", неплохо поддающийся дрессировке.
Есть еще одно обстоятельство, подстегивающее спрос на "воздушные услуги" - динамично развивающаяся индустрия развлечений удовлетворила большую часть потребностей платежеспособного населения. Многие уже пресытились бесконечными биллиардами, боулингами и рулетками. В поисках новых порций адреналина публика готова рвануть в небо. Тот, кто первый поставит на поток "небесные прогулки", и получит главный приз - имя и львиную долю на рынке проката сверхлегких летательных аппаратов (СЛА).
Параглайдинг может стать одним из самых доступных для широкой публики, а значит, и наиболее развитым видом воздушных развлечений. И вот почему.
1. Полеты на параплане - относительно недорогое удовольствие (см. "Сколько стоит полетать" на стр.31). Во всяком случае, по сравнению с полетами на спортивных самолетах или воздушных шарах. Ведь параплан летает без мотора, а значит, не требует топлива, масла и пр.
2. Полеты на параплане, пожалуй, наиболее безопасны. Если параплан не взлетел, пилот остается на исходной позиции - на земле. Учебный параплан большую скорость не развивает, легко пилотируется при помощи стропы, позволяющей пилоту управлять задними краями купола. Приземление, как правило, мягкое.
3. Параплан прост в эксплуатации. Не обязательно складывать купол строго "по науке" - достаточно свернуть его и засунуть в специальный мешок. Полетный инвентарь для параглайдинга не требует особых условий хранения.
Все это свидетельствует о том, что уже в самом скором времени первым из всех возможных небесных развлечений широкие массы будут осваивать именно ПАРАГЛАЙДИНГ.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст: "Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности".
Впервые воспользовался подобной конструкцией француз ЛАВЕН в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключенным в крепости, он решил бежать. Сшив из простынь шатер, беглец прикрепил внизу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.
Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года ЛЕНОРМАН выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Он назвал свое изобретение "парашют".
Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб КОТЕЛЬНИКОВ. В 1911 году он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
Впервые в СССР спасательный парашют применил летчик-испытатель ГРОМОВ. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из него не смог и на высоте 600 м покинул самолет.
Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года.
СКОЛЬКО СТОИТ ОБОРУДОВАНИЕ
--------------------------------------------------------------------------------
Для организации коммерческого клуба понадобится:
три-четыре учебных параплана для начинающих стоимостью до $2 тыс. ($500-700)* каждый;
одно-два крыла класса "стандарт" для искушенных любителей - от $2,5 тыс. ($1 тыс.);
параплан-тандем, рассчитанный на полет пассажира с инструктором. Такие парапланы целесообразно использовать для поощрения интереса у новых клиентов - "нерешительных экстремалов". Стоимость - около $2 тыс. ($1 тыс.);
три-четыре комплекта раций. С помощью радиосвязи начинающий пилот сможет информировать инструктора о возникшей проблеме. Достаточно набора стоимостью $200-300;
приборы навигации - $800 тыс. ($300-400);
микроавтобус для доставки к месту полетов (стоимость "бэушного" авто - около $4 тыс.);
сборно-разборный тент для складирования парапланов и отдыха людей ($300-400).
Помимо перечисленного, неплохо иметь хотя бы один дельтаплан. Едва ли он будет востребован все время, поскольку полеты на нем требуют серьезной подготовки и хороших навыков. Тем не менее есть спортсмены, которые с удовольствием воспользуются этим снарядом, а ваша фирма заработает репутацию солидного клуба.
Насколько известно БИЗНЕСу, объединения парапланеристов в основном носят тусовочно-клубный характер.
В настоящее время нам не известно
ни одного предприятия,
специализирующегося на этом
виде услуг. Значит, ниша не занята!
КАКИЕ БЫВАЮТ ПАРОПЛАНЫ
--------------------------------------------------------------------------------
Современный параплан в зависимости от мастерства пилота может набирать высоту до 3 тыс.м и преодолевать огромные расстояния - на соревнованиях пилот стремится достичь цели, находящейся на расстоянии 100 км от места старта.
Средняя скорость параплана зависит от силы ветра. В хороших погодных условиях она составляет 30-50 км/ч.
Парапланы бывают пяти основных классов, каждый из которых имеет свои особенности и назначение. Главная характеристика каждого класса - устойчивость и способность набирать высоту. Чем ниже класс, тем больше устойчивость и ниже летные качества несущей плоскости.
Учебные - самый простой класс парапланов. У них наиболее широкие купола и высокий профиль крыла, снабженный объемными воздушными камерами. Поэтому на них тяжело набрать большую высоту, а громоздкое крыло обеспечивает максимальную устойчивость в воздухе. При нормальной погоде попасть в критическую ситуацию во время полета на "учебке" почти невозможно. По манере пилотирования учебный параплан сравним с инертным тихоходным лимузином, обеспечивающим максимальный комфорт для пассажиров.
Стандарт - более быстроходные парапланы, могут при правильном пилотировании набирать хорошую высоту. Конструкция рассчитана таким образом, чтобы он САМ, почти БЕЗ УЧАСТИЯ ПИЛОТА выходил из любой нештатной ситуации в воздухе.
PerformanСe (перфоменс) - купола парапланов этого класса еще уже и тоньше стандартных, они "шустрее" и сложнее в управлении. Для безопасных полетов на этих парапланах необходим некоторый опыт.
Competition (компетишн) - скоростные маневренные купола, еще более тонкие и узкие, чем представители предыдущих классов. Легки на подъем, но неустойчивы в воздухе. Менее инертны, посему требуют высокой точности пилотирования.
Пятый класс - парапланы-бритвы, не подпадающие ни под какую классификацию. Это узкие тонкие крылья, созданные для суперполетов, в том числе специально для установки новых мировых рекордов в параглайдинге. Парапланы высшего класса неустойчивы, сложны в управлении, рассчитаны на пилотов экстракласса.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Руслан ГРИЦАЙЛО, пилот-инструктор СЛА
(летный стаж более 10 лет):
- Я хотел бы заняться бизнесом, связанным с обучением начинающих парапланеристов. Но исключительно легально, чтобы ни один контролирующий орган не мог упрекнуть меня в каких-либо нарушениях. Но, к сожалению, пока это очень непросто.
Прежде всего, удручает неразбериха с разрешительными документами.
Даже проконсультировавшись с юристами, я пока не получил достаточной информации для оформления всех необходимых бумаг.
Еще хуже дело обстоит со страхованием.
Никто из страховщиков, к которым я обращался, не хочет браться за страхование моих потенциальных клиентов.
Единственная фирма, которая готова была рассмотреть это предложение, поставила условие, чтобы я подавал списки клиентов как минимум за сутки. Это очень неудобно для нас, и я вынужден был отказаться.
Тем не менее, несмотря на временные трудности юридического характера, я уверен, что этот бизнес наладится и станет одной из самых интересных отраслей индустрии развлечений.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЛЕГАЛЬНОЙ РАБОТЫ...
--------------------------------------------------------------------------------
...пилотов-
инструкторов
До сих пор инструкторы и пилоты-парапланеристы пользуются старыми документами, полученными еще в советских спортивных организациях и клубах. Сейчас в Украине существуют cертификаты единого образца только для пилотов СЛА моторного класса. Но уже в ближайшие месяцы в Министерстве транспорта Украины планируют утвердить ряд документов, регулирующих вопросы сертификации пилотов и инструкторов парапланов, дельтопланов и мотопарапланов. Это значит, что ВСЕ инструктора и пилоты, желающие работать ЛЕГАЛЬНО, должны будут получить свидетельство пилота. Для этого можно будет обратиться в Департамент авиатранспорта Украины или пройти подготовку в авиационном сертификационном центре "Пилот", где после семинаров и успешной сдачи экзаменов пилоту будет выдан сертификат соответствующей квалификации. На основании сертификата "Укравиатранс" выдаст свидетельство пилота.
Причем право работать с начинающими получат только обладатели квалификационной отметки пилота-инструктора.
Уже сейчас известна приблизительная стоимость переподготовки пилотов, имеющих предварительный налет. Для пилота параплана и дельтаплана это будет стоить 550 грн. Подготовка инструктора с правом обучения в данном классе СЛА будет стоить на 400 грн. дороже. Подготовка пилота мотопараплана обойдется в 700 грн., инструктора - плюс еще 500 грн.
По словам заместителя директора по организации летной работы авиационного сертификационного центра "Пилот" Олега ЗАЙЦЕВА, при сертификации опытных пилотов и инструкторов будут учитываться все летные часы, зафиксированные в летной книжке пилота и подтвержденные руководством клуба. Однако сертификат и свидетельство пилота будут выдаваться только после успешной сдачи экзаменов и летной проверки. Например, пилоту мотопараплана необходимо будет сдать девять квалификационных экзаменов. Пилоту-инструктору - 10. Пилотам безмоторной техники предстоит выдержать пять экзаменов, а инструкторам - шесть.
Кроме экзаменов претенденты должны будут пройти медицинский осмотр и продемонстрировать аттестационной комиссии свои летные навыки.
...летных школ и
устроителей
воздушных прогулок
Легальный бизнес, связанный с обучением на СЛА, юридическое лицо может организовать двумя путями. Первый путь - юрлицо может попытаться выполнить все требования, предъявляемые к летной школе, и оформить разрешительные документы, самостоятельно обратившись в департамент "Укравиатранс". Второй - можно заключить соглашение с предприятием, уже имеющим сертификат на право обучения (например, с Авиационным сертификационным центром "Пилот"), и обучать желающих на своей летной базе в качестве представителя АСЦ "Пилот".
Кроме разрешительной документации легально работающее предприятие должно обеспечивать и страхование обучаемых парапланеристов. Однако до сих пор страховые компании не решаются серьезно заняться страхованием посетителей аттракционов, связанных с безмоторной авиацией. Вероятно, это вопрос будет решен не раньше, чем обучением пилотов и прокатом парапланов будут заниматься полностью легальные, сертифицированные предприятия и инструктора.
Сейчас же многие инструктора вынуждены брать расписку, что стажер сам несет ответственность за последствия возможной аварии.
ПЕРСОНАЛ
--------------------------------------------------------------------------------
Для эксплуатации четырех-пяти парапланов и проведения начального инструктажа новичков понадобится, как минимум, два опытных инструктора.
Кроме того, желательно, чтобы на полетах присутствовали еще два помощника. Это необходимо для оперативного выполнения рутинных задач: от раскладки куполов, проверки их исправности после каждого полета до распутывания строп и помощи клиентам при "запрягании" в подвеску параплана.
Стоит ли говорить, что технический персонал клуба должен иметь немалый опыт. Хотя едва ли поиски столь редких специалистов по объявлениям принесут желаемые результаты.
СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛЕТАТЬ
На сегодняшний день рынок "воздушных услуг" еще не сформировался, но определенные ценовые тенденции уже наметились.
Так, например, стоимость первого полета в Киевской области обходится приблизительно в 30 грн. На горных курортах - в 50-60 грн. Последующие полеты, как правило, вдвое дешевле. Полет в тандеме с инструктором стоит около 50 грн.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
--------------------------------------------------------------------------------
Параглайдинг хорош всем - для непосвященных в тонкости мастерства отдыхающих полеты на параплане вполне могут стать эдакими воскресными прогулками в пространстве, а для предпринимателя - вполне доходным бизнесом. Одно только омрачает эту идиллию - необходимость свернуть параплан и, взвалив его на плечи, подниматься в гору. Самое время перефразировать известную поговорку: любишь летать - люби и параплан носить.
Автору этих строк после удачного приземления тоже пришлось проделать это упражнение. Должен сказать, что преодолеть затяжной уклон с парапланом за плечами в жаркий день - удовольствие не очень большое. Именно неизбежность повторения этого марш-броска и удержала меня от повторного полета (это при том, что я в хорошей физической форме).
Необходимость тащиться в гору после каждого полета не только создает трудности для клиентов, но и может стать серьезным препятствием для предпринимателя.
Во-первых, изнурительный подъем отсекает целую категорию потенциальных клиентов.
Во-вторых, заметно снижает количество полетов, которые мог бы совершить один посетитель: неподготовленному человеку хочется часок отдохнуть после каждого восхождения.
В-третьих, далеко не все посетители способны корректно свернуть параплан и проследить, чтобы купол не волочился по земле. Неосторожная транспортировка к месту старта может погубить купол - самую дорогую часть параплана.
Парапланеристы уже сейчас понимают необходимость технического решения проблемы подъема.
Никому не хочется обнаружить дыру в несущей плоскости, протертую неосторожным воздушным туристом. Среди возможных путей решения рассматриваются различные технические средства: подъемники, лебедки, использование конной тяги или сверхмощных джипов и даже установка эскалатора сродни тем, что работают в метрополитене.
Все эти средства имеют свои преимущества и недостатки. Общим же для любого типа подъемника остается вопрос денег и аренды земли, на которой он будет установлен. Решив технические проблемы доставки пилотов к месту старта, можно считать, что параглайдинг сразу же станет наиболее популярным видом отдыха. А значит, и выгодным бизнесом.
ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ
Параплан развился в отдельный спортивный снаряд из обычного парашюта-крыла. Первые попытки использовать несколько удлиненный парашют для планирования с различных возвышенностей были предприняты французскими парашютистами в начале 80-х годов. С тех пор образовалась новая ветвь развития парашютного спорта. Купола для планирования стали все более походить на крыло, с узкими продольными камерами, которые во время полета заполняются встречными потоками воздуха. Эта конструкция оказалась наиболее удачной и в таком виде используется до сих пор.
Последние шесть-семь лет производство парапланов ведется на промышленной основе. Фабричные образцы весьма надежны и близки к техническому совершенству - при их изготовлении используются сверхпрочные материалы и высокие технологии.
С недавнего времени парапланы начали снабжать легким двигателем внутреннего сгорания. Такие парапланы вполне соответствуют всем определениям легкого самолета.
ГДЕ ЛЕТАТЬ?
--------------------------------------------------------------------------------
Для полетов на параплане, равно как и на дельтаплане, нужен холм высотой 70-150 м. Однако подойдет далеко не любая гора - годится только местность, лишенная растительности. Кроме того, перед холмом должна быть открытая площадка, на которую парапланерист мог бы совершить посадку. Чем эта площадка больше, тем лучше. Идеально - открытая местность до горизонта без населенных пунктов, автомобильных и железных дорог, низколетящих самолетов, воздушных коммуникаций и всего того, что может создавать помехи воздухоплавателям. Практики утверждают, что для полетов можно использовать практически любой горнолыжный курорт.
В Украине есть около пяти мест, облюбованных любителями "яркого крыла". Они расположены в Крыму и в Карпатах. В Киевской области нам известен только один холм, соответствующий всем перечисленным требованиям.
Теоретически, для полетов на параплане можно обойтись и без холма, достаточно равнины, отвечающей всем условиям безопасности. В этом случае парапланериста разгоняют с помощью троса, который по мере взлета разматывается с движущегося автомобиля (примерно так, как запускают бумажных змеев). Чтобы стартовый трос не провисал и излишне не натягивался, на крыше авто устанавливают специальный барабан, с которого оператор разматывает стартовый трос.
Аналогично разгоняют парапланы и на водной глади, установив барабан на небольшом катере. Для полетов над водой используют специальный параплан, не боящийся воды.
ГДЕ ЛЕТАЮТ КИЕВЛЯНЕ
Ближайшее место для полетов на парапланах и дельтапланах - в пяти минутах езды от границы Киева по новой обуховской трассе, в районе села Ходосеевка. Это продолговатый безлесный холм протяженностью около 1 км и высотой 70 м.
Долина вполне безопасна для посадки. Следует лишь избегать столкновения с деревьями ближайшей лесополосы и стараться не попасть ногой в накатанную тяжелыми грузовиками колею, которая проходит у подножия холма.
Параглайдинг за "бугром"
ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА
В Японии, где парапланом "болеет" не одна сотня тысяч человек, недельный курс обучения с проживанием в гостинице прямо у склона обойдется в кругленькую сумму - $500.
Такой же курс в Испании будет стоить около $240 (без проживания и питания), а в Чехии - всего $130.
Во всех странах на курсы параглайдинга надо записываться заранее, иногда за месяц - ведь проводятся они только в летний период, а желающих научиться парить на параплане очень много.
В Москве любой, даже не очень здоровый человек может реализовать свою мечту о полете. Всего за $50 в день вас могут "познакомить" с парапланом, чтобы вы поняли, надо вам это или нет. Курс обучения с теоретическими занятиями по полной программе обойдется в $150 в зимний период и в $250 - летом.
НУ ДАЮТ!
В большинстве стран Запада закон требует от пилота параглайдера иметь так называемую "страховку третьей стороны", аналогичную той, что требуется от водителя автомобиля и по тем же причинам.
Если пилот не застраховал себя - это его личное дело. Но на Западе считают, что закон должен защищать третью сторону, которая может пострадать в результате чьей-то неосторожной посадки.
Трудно представить, что после введения подобных норм в украинское законодательство все пилоты толпой побегут страховать эту самую "третью сторону". И их можно понять - парапланеристу нужно приложить немалые усилия, чтобы приземляясь, нанести сколько-нибудь ощутимый ущерб чужому имуществу. Если такое и случается, то крайне редко, и с хозяином затоптанной морковки удается договориться на месте. Зачем же тогда платить за то, что едва ли когда-нибудь случится?