Бизнес идеи, литература и программы по бизнесу

Косметический салон

Женщины всегда стремятся выглядеть красивыми и молодыми. Для этого они не жалеют ни денег (часто - чужих), ни времени (своего). Это - вечный фактор "красивого" бизнеса. Теперь о факторе временном. Спрос на косметические услуги носит сезонный характер. Первый пик приходится на весну, когда просыпается природа, распускаются цветы и "расцветает" кожа. Второй - на начало осени, когда большая часть населения возвращается из отпусков, активизируется бизнес-деятельность и отдохнувшие бизнес-вумен и иже с ними начинают больше внимания уделять внешности; к тому же именно тогда у многих клиентов возникает желание убрать последствия солнечных ожогов. Если вы успеете собрать все нужные документы, найти помещение, сделать ремонт, закупить и установить оборудование за летние месяцы, то ваши затраты начнут "отбиваться" уже осенью. Если же на подготовительные работы уйдет больше времени, то вы сможете к весеннему сезону "навербовать" большее количество клиентов.

Ситуация на рынке
Косметические услуги даже в советское время были не бесплатными (в отличие от медицинских). Так что народ приучен платить за красоту. Пять-семь лет назад для минимизации затрат косметические кабинеты открывались при парикмахерских или тренажерных залах. Оборудование закупали недорогое - польского или тайваньского производства.
Сейчас чаще открываются специализированные салоны, предлагающие широкий комплекс услуг (десятки наименований). В качестве сопутствующих услуг фигурируют маникюр и/или педикюр, а то и уход за волосами. Бывает и наоборот - парикмахерская является основным бизнесом, а косметический кабинет - дополнительным.
В Киеве салоны активно открывались в 1996-1998 годах, теперь очередь дошла и до провинции. Если верить официальным данным, в Киеве зарегистрировано 595 салонов красоты и парикмахерских. Всего же в Украине парикмахерских насчитывается примерно 4,5 тыс. К сожалению, статистика не разделяет косметические салоны и парикмахерские.
По оценкам профессиональных косметологов, с которыми удалось побеседовать, всего в Киеве официально работает около 120 специализированных салонов. По тем же оценкам, еще примерно 70 косметологов работают на дому (читай - в тени. - Авт.).
Человеческим языком

Кутикула - кожица у основания ногтя, именно ее удаляют в процессе маникюра.
Пилинг - удаление верхнего ороговевшего слоя кожи; пилингом именуют также косметическое средство и аппарат для удаления верхнего слоя кожи.
Вапоризатор или вапазон - установка для распаривания кожи.
Липолиз - расщепление жира.
Эпиляция - удаление волос.
Ионтофорез - метод физиотерапии, заключающийся в одновременном воздействии на организм постоянного электротока и вводимых им (через кожу) определенных ионов.
Коагулянт - средство, повышающее свертывание крови.
Дарсонвализация - метод лечения импульсным током высокой частоты (110-400 кГц), высокого напряжения (десятки тысяч вольт) и малой силы(100-200 мА). Соответствующий аппарат называется "Д'Арсонваль", в честь его изобретателя.
Целлюлит - в быту целлюлитом принято называть дистрофические изменения подкожножировой клетчатки, при которых кожа внешне напоминает апельсиновую кожуру. Такие изменения происходят в основном у женщин.
Гальванизация - метод лечебного воздействия постоянным током небольшой силы и напряжения.
Микролифтинг - нехирургическая подтяжка лица.
Мастер-класс - мероприятие, на котором косметологи (в данном контексте) демонстрируют технологические приемы работы с оборудованием, применение специальных технологий и т. д.

Деньги
Начиная косметический бизнес с нуля, не стоит рассчитывать на получение высокой рентабельности в первые же недели работы. При формировании стоимости услуг придется учитывать не только понесенные затраты, но и цены конкурентов. В первое время для привлечения клиентов, возможно, придется поработать даже себе в убыток. Со временем рентабельность можно повысить до 15-25% при работе "по-белому".
Сроки окупаемости косметических салонов - от трех до пяти лет (при работе "по-белому"), в зависимости от первоначальных инвестиций и последующих вложений в развитие бизнеса.
Косметический кабинет отличается от салона красоты только меньшим ассортиментом предлагаемых услуг (хотя границы, понятное дело, размыты). Для открытия кабинета требуется около $10-15 тыс., для запуска салона - $60-80 тыс., клиника потребует от инвестора более $250 тыс. Косметическая клиника отличается от салонов и кабинетов размерами (то есть она еще больше), ассортиментом и условиями проведения процедур. Мы расскажем только о том, как открыть косметический кабинет или салон.
Пару слов о возможных методах снижения затрат. В последнее время в целях снижения затрат начинающие косметологи стали практиковать аренду помещений с последующим выкупом. Уменьшить затраты можно и за счет оборудования. Сейчас отечественные производители начали выпускать специальные столы для маникюра и педикюра, которые дешевле зарубежных аналогов. Маникюрный стол немецкого производства стоит $1,6 тыс., отечественного - от $120 до $200.
Персонал
Необходимо заранее найти мастера высокой квалификации. Этот человек и станет ведущей силой проекта. Если такого спеца нет - не стоит и дергаться.
Один из "белых" способов найти хорошего специалиста - дать в прессе объявление о приеме на работу косметолога на конкурсной основе или сделать запрос в кадровое агентство. В качестве консультанта при отборе кадров нужно использовать опять-таки профессионала. Наиболее распространенный вариант - пригласить в качестве эксперта известного специалиста из работающего салона. Не все руководители разрешают своим мастерам участвовать в таком "судействе". Но есть такие, кто разрешает.
Некоторые хозяева открывающихся салонов стремятся перекупить мастеров у уже известных заведений. Но в любой момент такой "перебежчик" может уйти и от вас вместе с "набитой" клиентурой.
В Украине специалистов с медицинским образованием запросто переучивают на косметологов. Базовое обучение с практикой у мастера стоит в среднем от $300 до $1000. Коммерческие курсы, к примеру, парикмахеров, могут стоить от 200 грн. (на периферии) до 500 грн. в столице.
Расширение квалификации специалиста - обучение его аппаратной косметологии, новым методам эпиляции и т. п. - требует дополнительных затрат. Платить за обучение может как сам мастер, так и салон. В последнем случае руководителю стоит заключить договор, который бы обязывал специалиста отработать определенное время, чтобы окупить затраты работодателя по обучению мастера на специальных курсах.
Теперь о зарплате. У работников косметических салонов существует официальная ставка, как правило, не очень высокая. Помимо этого, руководители предприятий часто стимулируют специалистов дополнительной оплатой, в зависимости от их дневной выручки и от квалификации.
Косметологи могут получать от 10% до 30% принесенной ими дневной выручки, мастера маникюра - 20-30%, мастера педикюра - 30-40%, массажист - 20%.
Важно привлечь мастеров нормальной системой оплаты труда и перспективой профессионального роста. (см. "Блиц-интервью" с Алексеем Антонюком на стр. 26).
Услуги
По мнению "матерых" косметологов, лучше всего открывать салон с пятью рабочими местами. Самые распространенные услуги - уход за кожей лица (можно совмещать с эпиляцией), уход за кожей тела (можно совместить с массажем), маникюр и педикюр, парикмахерские услуги. Главное - найти "изюминку" для своего салона, которая бы стала привлекать клиентов. Например, закупить оборудование для аппаратного педикюра (его делают, не распаривая ноги, в отличие от классического педикюра) или лазерную систему для удаление волос (после лазера кожа "лысеет" на годы, чего не достигается при применении иных технологий). Правда, лазерное оборудование обойдется в $80-86 тыс., однако его можно попытаться приобрести в лизинг.
Вполне реально начать свое дело и с одного кабинета, где будет производиться косметический уход за кожей лица и тела. Для этого понадобится комната для косметолога, туалетная комната и комната для ожидания. Затраты на закупку оборудования (косметический комбайн, кушетка для клиента, кресло для мастера, раковина, зеркало, шкаф для хранения косметических средств, полотенец, инструментария и пр.) составят $3-4 тыс. Также придется потратить $0,7-1 тыс. на приобретение косметической линии (набора косметических средств), которую со временем будете пополнять по мере необходимости. Аренда помещения может обойтись в $150-200 за месяц. Со временем можно "прикупить" специалиста по маникюру и педикюру. По мере становления можно "дооткрывать" массажный кабинет, солярий и т.д.
Точка зрения на рынок оборудования

Главный менеджер ООО "Пластек" (импортер косметики и оборудования для салонов красоты, Киев) Михаил МИХЕЕВ:
- Украинский рынок оборудования для предприятий индустрии красоты по сравнению с российским начал развиваться с определенным опозданием, но более динамично. Поэтому сейчас некоторые сегменты рынка у нас развиты не хуже, чем в России. Например, сегмент оборудования класса "эконом". Однако оснастка для косметических салонов более высокого уровня представлена в Украине слабо. Многие директора таких салонов вынуждены закупать подобные установки в России, а иногда даже в странах Европы, что создает им дополнительные проблемы.

Точка зрения на развитие

Директор клиники эстетической медицины Medi-Cell (Киев) Оксана ПОВАРНИЦЫНА:
- Начать с малого бизнеса - с кабинета, и вырасти до большого центра вполне реально. Именно такой путь прошла наша клиника. Сначала мы арендовали одну небольшую комнату, потом еще несколько, далее - весь этаж, потом еще один этаж, а теперь подыскиваем другие площади.
Это дело требует постоянных инвестиций, потому что косметология - очень коммерциализированная отрасль. Она очень быстро развивается - необходимо часто менять аппараты, косметические линии, следовать за модой.
Новая услуга очень привлекает клиента. Только приходит сезон, посетители спрашивают: а что у вас новенького? Нужно быть готовым предложить им новую процедуру. Если этого не произойдет, клиенты могут потерять к вам интерес и перейти к конкуренту.

Маркетинг
Прежде чем начинать свое дело, необходимо определить, какого клиента вы хотите видеть в будущем салоне.
Исходя из этого, подбираются соответствующее помещение, оборудование, косметические линии (то есть набор косметических средств по уходу за кожей лица и тела), расходные материалы.
Если планируете открыть салон для обеспеченных клиентов, первоначальные затраты потянут минимум на $60-80 тыс. Необходимо будет арендовать помещение в престижном месте - в центре (месячная арендная плата за 1 кв. м - минимум $10, следовательно за 100 кв. м - $1000 в месяц), сделать качественный и стильный ремонт (около $100 за 1 кв. м - еще $10 тыс.), закупить и установить оборудование известных немецких или итальянских фирм (как ни странно, "крутые" клиенты в оборудовании разбираются - см. "Точку зрения на потребителя" на стр. 26). Комплект самых современных установок для косметического кабинета потянет на $40-50 тыс. (если без лазерных приборов), но только одна лазерная система для удаления пигментных образований стоит $54тыс.
Затем придется приобрести профессиональные косметические средства дорогих торговых марок. Как правило, закупают сразу целую линию примерно на $4-5 тыс. Обустройство маникюрного и педикюрного кабинета обойдется еще в $5 тыс. Затраты на массажный кабинет и административный зал потянут примерно на $1,5-2 тыс.
Если же вы ориентируетесь на средний класс, то помещение можно подыскивать в спальных районах (аренда 1 кв.м стоит в месяц до $5, за помещение площадью 60 кв.м ежемесячно придется платить около $300), сделать недорогой ремонт (можно уложиться в $1,5-2 тыс.), закупить оборудование польской или тайваньской сборки (для косметического кабинета - $2-4 тыс., маникюрный и педикюрный кабинет - по $1 тыс. каждый, массажный кабинет - $300). Сейчас имеется большой выбор относительно недорогих профессиональных косметических средств, на первоначальную закупку которых придется потратить $0,7-2 тыс. Итого, для старта понадобится $10-15 тыс.
Монолог о стратегии

Косметолог, пожелавший остаться неназванным:
- Открывая заведение, просчитываешь, что потратил, учитываешь интересы мастера и устанавливаешь цену за услугу. Я бы эту цену ставил чуточку ниже, чтоб первоначально привлечь клиентов.
Потом (через некоторое время) нужно предпринять маркетинговый ход: провести акцию, в результате которой постоянным клиентам будет предложена, например, скидка в 20%, но в это же время цены поднимутся на 15%. То есть постоянные клиенты получат реально скидку в 5%. Подняв цены, вы тем самым выйдете из зоны убыточности. Также можно оговорить с клиентами такую схему: обслуживаетесь три месяца - получаете 5% скидки, 1,5 месяца - 3%. Теперь об отношении к компаниям - производителям косметических средств.
Чтобы мастер хорошо знал косметику определенной фирмы, он должен стажироваться у производителя этой косметики, побывать в лаборатории, опробовать препараты. Дабы хорошо узнать все нюансы данной косметической линии, косметологу нужно проработать с ней два-три года. Только тогда можно с уверенностью сказать, что погрешность при использовании тех или иных средств у такого мастера будет минимальной.

Помещение
Разумнее всего арендовать помещение в лечебном учреждении, так как оно заведомо будет соответствовать требованиям СЭС, и вообще, на доведение его до ума понадобится меньше средств. Достаточно будет провести косметический ремонт. К тому же арендная плата в таких заведениях даже в столице обычно не слишком высока - до $3-5 за 1 кв.м в месяц ( в провинции - еще ниже). Но расположены такие заведения не всегда удобно, да и их внешний вид может отпугнуть клиента.
Больше хлопот возникнет с арендой жилой квартиры. В частности, придется преодолевать дополнительные сложности, связанные с оформлением разрешительных документов. Да и не каждому жильцу дома понравится такое соседство (см. "Блиц-интервью с чиновником" на стр. 27). "Квартирному" косметологу придется потратиться на закупку и установку автономной вентиляционной системы и, возможно, "прорубить" отдельный выход на улицу (как ни странно, арендодатели соглашаются порой на такие архитектурные новации).
В качестве положительных особенностей "бизнеса на дому" можно отметить сравнительно невысокую арендную плату и возможность свободно выбирать место для своего будущего предприятия.
Вам очень повезет, если вы найдете помещение, которое ранее уже использовалось как салон или парикмахерская - то есть соответствующие разрешения уже имеются. О них обязательно нужно справиться у хозяев при покупке или заключении договора аренды.
В центре города аренда более-менее подходящего помещения стоит от $10 за 1 кв. м в месяц и выше, соответственно, и стоимость услуг автоматически возрастает. Но стандартный набор косметических услуг за высокую плату мало кого привлечет. Поэтому придется изыскивать такие процедуры, которых нет в ближайших салонах, стараться чем-то выделиться из шеренги конкурентов. На окраинах Киева арендная плата колеблется от $2,5 до $5 за 1 кв.м.
Три-четыре года назад предприниматели активно открывали салоны в центре города. Потом очередь дошла и до спальных районов. На чем остановить сейчас свой выбор - вопрос стратегии (см. "Маркетинг" на стр. 25).
Документы
Для того чтобы начать свое дело, необходимо:
и зарегистрировать предприятие в райисполкоме (по мнению опрошенных руководителей салонов, лучше регистрироваться как частное предприятие или как общество с ограниченной ответственностью);
выбрать помещение и представить в райадминистрацию договор либо на его аренду, либо на покупку в кредит, либо свидетельство о том, что площадь находится в вашей собственности;
показать помещение сотрудникам районной санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) и пожарной части, чтобы они сделали предписание о том, что необходимо доработать (как правило, в пожеланиях со стороны контролеров недостатка не ощущается). Это следует сделать до начала ремонтных работ;
после проведения ремонтных работ получить "добро" у вышеперечисленных проверяющих структур;
получить лицензию Министерства охраны здоровья (в случае, если будут оказываться медицинские услуги).
Существуют нормативные документы, которые регламентируют создание салонов:
"Государственные санитарные правила и нормы для парикмахерских различных типов" №2.2.2.022-99.
Государственные строительные нормы №390-92 "Градостроение. Планирование и застройка населенных пунктов".
Санитарные нормы и правила (СНиП) №2.08.01-89 "Жилые здания" или "Общественные здания и сооружения".
Это все теория. Теперь один практический совет: желательно с СЭС подписать контракт на обслуживание. По контракту вам придется ежеквартально перечислять "санитарам" деньги, однако в конечном итоге это обойдется дешевле, чем если такого соглашения не будет. Ибо при каждой проверке у вас будут очень тщательно все "исследовать" со всеми дорогостоящими последствиями. Ведь один из главных "проверяльщиков" в данном виде бизнеса - именно СЭС.
Расходные материалы
Сейчас в отличие от 1995-1996 годов, на отечественном рынке появилось большое количество предложений профессиональной косметики (профессиональная косметика отличается от бытовой более высокой концентрацией активных веществ, крупной расфасовкой и более низкой ценой в пересчете на 1 г продукции). Отдавая предпочтение той или иной марке, стоит обратить внимание на то, торгует ли импортер профессиональными препаратами в розницу. Ведь экономные клиенты могут приобрести товар напрямую и прийти к вам со своими средствами. А это совершенно невыгодно салону.
Но главное, чтобы поставщик косметических средств проводил обучающие семинары с вашими мастерами, рассказывал о новинках...
Стоит обратить внимание на то, сертифицированы ли в Украине предлагаемые вам продукты. В противном случае потери от штрафов и изъятия препаратов могут оказаться слишком большими.
Кроме косметики понадобятся салфетки (бумажные и тканевые), резиновые перчатки и тому подобная мелочь.
Точка зрения на потребителя

Директор медико-косметологического центра "Ана-КосМо" (Киев) Павел ДЕНИЩУК:
- Если 10 лет назад многие услуги для отечественных потребителей были в новинку, то сейчас клиенты более опытные. Они уже разбираются и в оборудовании, и в косметических средствах. За свои деньги клиент хочет получить широкий спектр услуг опытных специалистов. Не последнюю роль играет оформление интерьера.
Сейчас есть комплексы, где можно получить широкий спектр услуг - начиная от общего оздоровления и заканчивая уходом за ногтями. Естественно, уровень цен в таких центрах выше, чем в косметических кабинетах. Если вы действительно нацелены на развитие и успех, необходимо проводить взвешенную ценовую политику. Нужно все время анализировать рынок и отслеживать те новинки, которые появляются в данной сфере услуг.

Точка зрения на кадры

Генеральный директор салона красоты "Ева" (Киев) Наталия НАДЖАФОВА:
- Для нас подбор кадров был самым сложным вопросом. Когда мы открывали салон, то были далеки от этого бизнеса. Дали объявление о наборе определенных специалистов. Парикмахер международного класса помог нам провести конкурсный отбор мастеров. Он же рассказал, как лучше организовать работу.
Теперь для повышения квалификации мы посылаем своих мастеров на различные семинары. Иногда салон оплачивает такую учебу, иногда мастера сами платят за нее.
Если приобретаешь новую косметическую линию, то специалисты, реализующие эти препараты, дополнительно обучают, как с ней работать.
--------------------------------------------------------------------------------

Менеджер ОАО "Техномед Украина" (торговый представитель немецкой фирмы "Немектрон" - производителя косметологического оборудования, Киев) Елена МАЗИЙЧУК:
- За последние несколько лет было много случаев, когда салоны открывали люди с медицинским образованием, но не имеющие знаний в сфере косметологии. Чтобы переквалифицироваться, они заканчивали специальные курсы и со временем становились первоклассными профи. Об этом говорит даже тот факт, что украинские косметологи более широко используют спектр возможностей аппаратов, чем, к примеру, их немецкие коллеги. Ведь в Германии косметологом может стать любой человек, даже не имеющий медицинского образования.

Блиц-интервью с экспертом

Директор салона красоты ООО "S&A Group" (Киев),
президент Союза парикмахеров Украины Алексей АНТОНЮК
БИЗНЕС: Парикмахерский и косметический бизнес похожи. Похожи и проблемы. Одна из наиболее сложных, как нам представляется, - уход "раскрученных" и обученных специалистов в конкурирующие салоны. Как с этим справляться?
Алексей АНТОНЮК: Да, это так. Мастеру, который выучился, вырос, наработал клиентуру, необходимо либо повышать зарплату, либо предоставлять возможность удовлетворения творческих амбиций. Если он понимает, что его профессиональное "я" в данной фирме может быть реализовано (его посылают учиться за границу, дают возможность проводить обучающие семинары, выступать в каких-то программах и пр.), то ему незачем менять место. Это и есть "привязка" мастера.
Чтобы защитить себя, грамотный руководитель заключает контракт. Но в нашей стране невозможно заключить контракт, полностью устраивающий нанимателя, потому что до сегодняшнего дня наемный рабочий все еще всегда прав. Он может уйти, может забрать списки клиентов, устроиться к конкуренту - откровенно назло прежнему работодателю. По моему мнению, после того, как такое происходит, идти по тропе войны будет еще дороже для работодателя.
БИЗНЕС: Как лучше оплачивать труд специалиста, чтобы и он был удовлетворен, и интересы хозяина не страдали?
Алексей АНТОНЮК: Весь ремесленный труд, то есть тот, который зависит от рук человека, должен оплачиваться сдельно - я так считаю. Больше сделал - больше заработал. Но в нашей стране нелегко иметь "плавающую" заработную плату, которую каждый месяц приходится начислять по-новому.
Мы стараемся мастеров поощрять за выполнение большего объема услуг в зависимости от квалификации, от стоимости его работы. Например, у одного мастера стрижка стоит 10 грн., соответственно он может заработать с нее 1,5-2 грн. Если же у мастера стрижка стоит 200 грн., то работодателю выгодно отдать исполнителю 100 грн., так как оставшаяся сумма намного превышает доход от работы четырех-пяти мастеров низкой квалификации.
Конечно, я взял верхнюю и нижнюю границы стоимости одного вида услуг. В одном салоне не должны работать очень "дешевые" и очень "дорогие" мастера, чтобы представители разных социальных слоев (клиенты) не сталкивались в одном помещении.
БИЗНЕС: При открытии салона самый большой вопрос - подбор кадров...
Алексей АНТОНЮК: Когда открываешь салон, нужно понимать и знать, кого берешь на работу. Должен быть один ведущий мастер, несколько простых мастеров и учеников.
К ведущему специалисту пойдут обеспеченные клиенты. У этих клиентов есть друзья победнее, которые тоже захотят попасть в этот салон. И тут уже "второй эшелон" или ученики должны "подхватывать" таких менее обеспеченных клиентов.
При этом хозяин салона оговаривает с ведущим мастером определенные правила игры.
Например, топ-мастер помимо заработной платы будет получать 1-3% с оборота всего салона. Чем лучше работает ведущий специалист, тем больше он должен получать. Но руководитель должен оговорить все в контракте. К примеру, заключается контракт на пять лет. При этом владелец салона гарантирует мастеру стажировку за границей (не менее одного раза в год), если нанимаемый захочет - публикацию в профессиональной прессе, участие в выставках, в мастер-классах. Расходы по оплате хозяин в таких случаях берет на себя. Но за это ведущий специалист обязан следить за персоналом, отвечать за качество услуг, обучать мастеров после семинаров, т. е. быть "художественным руководителем".

Реклама
Реклама косметических салонов весьма специфична. Так, по итогам неумело проведенной рекламной кампании, вы можете "обзавестись" следующим кругом клиентов:
те, кто давно ходит к одному косметологу, и реклама случайно попалась им на глаза. Мотивация похода в активно рекламируемый салон - чистое любопытство;
"кровопийцы", т. е. клиенты, которые всем и везде недовольны. В последний раз они обслуживались в другом салоне, там им не понравилось, теперь они решили "попортить нервы" вам;
люди, которые первый раз в жизни решили пойти в салон (что неплохо) и не представляют, сколько это стоит (что уже не слишком хорошо). А вот "настоящие" клиенты как раз не придут. Дабы избежать неприятных ошибок и лишних расходов, следует тщательно определить круг рекламоносителей. К примеру, обеспеченные клиенты, как правило, читают сравнительно дорогие издания. Если же ваш кабинет рассчитан на среднеобеспеченного потребителя косметических услуг, реклама в дорогих журналах будет напрасной тратой денег.
Рекламирование косметического кабинета может быть эффективным на местных TV-каналах; вложения в рекламу на одном из центральных каналов никогда не окупятся.
Блиц-интервью с чиновником

Начальник отдела бытового обслуживания населения Главного управления продовольственных ресурсов, торговли и бытового обслуживания населения Киевгоргосадминистрации Раиса АБРАМЕЙЦЕВА
БИЗНЕС: Сколько в Киеве предприятий, оказывающих косметические и парикмахерские услуги?
Раиса АБРАМЕЙЦЕВА: Согласно нашему учету (на 1 апреля 2001 года), в Киеве работает 595 салонов, что на 100 предприятий больше по сравнению с данными на 1 декабря 2000 года. Однако это - быстротекущий процесс: одни салоны открываются, другие закрываются.
БИЗНЕС: По нашим сведениям, сейчас очень сложно открыть салон в помещении, которое ранее было жилым. Было принято решение, запрещающее использовать квартиры под такие заведения?
Раиса АБРАМЕЙЦЕВА: Законодательного документа, который бы запретил это делать, не существует. Но мы проанализировали ситуацию и выяснили, что половина парикмахерских находится в жилом фонде. Учитывая, что предприниматели стали активно использовать жилой фонд для организации салонов, а также, принимая во внимание ряд жалоб, поступивших от жильцов, мы были вынуждены обратиться к соответствующим городским службам. Мы попросили, чтобы упомянутые службы более взвешенно подходили к выдаче разрешений и свое "добро" давали только после заключения соответствующих служб - пожарных (городской и районной), санитарного врача (главного и районного).
Сейчас существует такой порядок: покупают квартиру и в установленном законодательством порядке переводят ее в нежилой фонд. Потом в ней открывают косметический салон или парикмахерскую. Для того чтобы открыть парикмахерскую, существует большое количество различных норм, ГОСТов, требований СЭС, пожарных служб. Если требования не соблюдаются, это приводит к нарушению работы предприятия и недовольству жильцов дома. То есть все наши действия направлены на то, чтобы бизнесмены организовывали работу салонов без нарушений.

У нас -у них
Главное отличие зарубежных косметических кабинетов от отечественных - в численности персонала. Как правило, хозяином тамошнего кабинета является действующий косметолог, который сам много чего делает. Такая практика связана с тем, что за рубежом наемным рабочим необходимо платить высокую заработную плату, а также предоставлять солидные социальные гарантии.
Поэтому там стараются минимизировать количество занятых. В мелких и средних косметических салонах, как правило, нет администратора. Если звонит телефон, то руководитель сам берет трубку и отвечает, даже в том случае, если он проводит какую-то процедуру. Ему дешевле испачкать стерильную перчатку, а потом надеть новую, чем платить заработную плату секретарю.
К тому же бухгалтерский учет и контроль на Западе построены намного проще, что позволяет руководителю самому вести отчетность.
Еще одно отличие - четкое разграничение медицинских и косметических услуг. В украинских косметических центрах нет определенных границ между косметическим уходом и лечением: в одном и том же салоне (клинике) вам могут и кожу почистить, и удалить бородавку, и провести довольно сложную лечебную процедуру.

 

Заказать Disc Контакты Гостевая книга Главная Ссылки Статьи

Copyright © 2003-2005 by Spundex. Все права защищены. Spundex@mail.ru. Biznescd.narod.ru

Rambler's Top100  

Хостинг от uCoz