Бизнес идеи, литература и программы по бизнесу

РУКОВОДСТВО В6057

КАК ФИНАНСИРОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ НУЖДЫ КОМПАНИИ.

Любая компания должна оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. "Увеличение богатства владельца" - звучит довольно просто. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако, прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.

Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в долг. В использовании заемных денег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.

Заимствование осложняется тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача управляющего финансами - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита.

Помимо поиска источников финансирования управляющий финансами должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства компаний потенциальных статей расхода множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям компании.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
При разработке финансового плана компании следует руководствоваться двумя целями: достижение положительного соотношения между притоком и оттоком денежной наличности и эффективное вложение избыточных денежных средств для обеспечения роста компании. Этот процесс состоит из пяти основных этапов.

1. Помесячная оценка притока средств из всех источников, включая привлечение внешних инвестиций.
2. Помесячная оценка расходования средств, включая как текущие расходы, так и капитальные вложения.
3. Сравнение объемов притока и оттока денежных средств. При их отрицательном соотношении необходимо найти способы преодоления дефицита - либо путем сокращения расходов, либо путем привлечения дополнительных средств. При положительном соотношении объемов притока и оттока необходимо найти способы более эффективного вложения избыточных средств.
4. Выбор целевых направлений капитальных вложений, которые обеспечили бы устойчивый рост. Определение наиболее выгодного сочетания внешних и внутренних источников финансирования.
5. Внедрение системы контроля за движением средств и измерением отдачи от капиталовложений.

В крупных компаниях финансовое планирование осуществляется целым отделом, подчиненным вице-президенту по финансам (или финансовому директору). Помимо контроля за притоком и расходованием денег управляющий финансами часто выполняет ряд смежных функций.

ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Где фирма может получить необходимые ей деньги? Вероятно, самый очевидный источник средств - это доходы: наличность, получаемая от продаж и сдачи имущества в аренду, проценты от краткосрочных капиталовложений и т. д. Другим источником могут быть поставщики, которые согласились бы вести дело в кредит, предоставляя таким образом компании возможность временно отложить необходимые платежи. Большинство фирм также получает деньги в форме ссуд от банков, страховых компаний или иных коммерческих кредиторов. Помимо этого, открытые акционерные общества прибегают к продаже акций, а крупные корпорации - облигаций.

Деньги, получаемые из этих источников, используются для покрытия расходов компании и приобретения новых активов. Кое-какие средства требуются для покрытия текущих расходов, например выплаты зарплаты или создания товарно-материальных запасов. Но важнее всего, чтобы компания располагала финансами на приобретение земли, производственных помещений и оборудования. Как можно себе представить, найти средства для выдачи зарплаты в следующем месяце и организовать финансирование нового промышленного предприятия, которое вступит в строй не раньше чем через три года, - это две совершенно разные задачи. Поэтому к финансовым операциям часто применяются временные категории - краткосрочные и долгосрочные (любой срок свыше одного года).

СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА
В общих словах, задача компании сводится к тому, чтобы получить деньги по наименьшей цене и с наименьшим риском для себя, в то время как задача кредиторов и инвесторов - получить максимально возможную отдачу от своих инвестиций и тоже с наименьшим риском. Таким образом, стоимость капитала компании, то есть цена, которую она платит за привлечение финансовых ресурсов, зависит от того, насколько рискованным кредиторы считают предоставление ей ссуд, от преобладающего уровня процентных ставок и от выбора руководством компании источников получения средств.

РИСК
Кредиторы и инвесторы, предоставляющие деньги компаниям, рассчитывают на вознаграждение, соразмерное тому риску, на который они идут. Они сталкиваются с двумя видами риска, которые определяются, во-первых, качеством предприятия и, во-вторых, временем. Очевидно, что, чем выше финансовая стабильность компании, тем меньше рискуют вкладчики. Но ключевую роль играет временной фактор. Чем больше времени пройдет до тех пор, пока кредитор или инвестор получит отдачу от своих дежег, тем выше риск; ведь деньги ежедневно дешевеют. По этой причине долгосрочные ссуды и инвестиции стоят компании дороже, чем краткосрочные.

В общем случае компании с прочным финансовым положением, которым требуется капитал для удовлетворения краткосрочных нужд, могут получить деньги по более дешевой цене, чем их менее устойчивые конкуренты. Компании, которые считаются рискованными в финансовом отношении и которые ищут капитал для достижения долгосрочных целей (такой, например, как строительство современного завода для маленькой компании по производству полупроводников), платят за свой капитал дороже.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ
Вне зависимости от степени стабильности компании стоимость денег в любом случае будет меняться с течением времени, поскольку меняются процентные ставки. Базовой ставкой называется наименьшая процентная ставка, по которой банк предоставляет ссуды предпочтительным клиентам. Базовая ставка меняется нерегулярно и (временами) весьма часто. Например, управляющий финансами, планировавший осуществление какого-либо проекта в марте (когда базовая ставка составляла 8,5%), всего шесть месяцев спустя, возможно, был вынужден произвести переоценку проекта (когда базовая ставка выросла до 10%). Но и после этого он не избавился от забот, поскольку базовая ставка и дальше продолжала расти, достигнув максимального уровня 11,5%.

Управляющие финансами стараются так выбрать время для займов, чтобы получить преимущество от снижения, процентных ставок, но это не всегда возможно, поскольку нужда в деньгах может возникнуть у компании в момент отнюдь не благоприятный с точки зрения процентных ставок. Порой компаниям приходится прибегать к займам именно тогда, когда уровень процентных ставок высок, а уж затем, если уровень ставок снизится, вступать в переговоры об изменении условий займа.

СМЕШАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Помимо выбора подходящего времени для заема средств управляющим финансами приходится выбирать из огромного многообразия источников финансирования. Решая вопрос о соотношении этих вариантов, управляющие финансами взвешивают все "за" и "против" внутреннего или внешнего, краткосрочного или долгосрочного финансирования, а также использования заемного или акционерного (собственного) капитала.

ВНУТРЕННЕЕ ЛИБО ВНЕШНЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.
Финансирование своего роста из собственных денег компании особенно привлекательно по одной причине: не надо платить проценты кредитору. Поэтому многие фирмы вкладывают в дело нераспределенную прибыль - средства, оставшиеся у фирмы после покрытия всех расходов и выплаты налогов. Еще один способ приращения капитала за счет собственных средств, к которому прибегают некоторые компании, - это реализация активов. Но внутренние источники финансирования вовсе не бесплатны, с ними связаны вмененные издержки. Так, компании может оказаться выгоднее вложить нераспределенную прибыль в какие-нибудь внешние проекты, нежели использовать ее для внутреннего финансирования. Большинство компаний до какой-то степени зависит от внешнего финансирования. Вопрос чаще всего состоит не в том, использовать ли внешние источники финансирования, а в том, сколько денег нужно привлечь, каким способом и когда. Ответы на эти вопросы определяют структуру капитала фирмы, то есть соотношение заемного и акционерного (собственного) ее капитала.

КРАТКОСРОЧНОЕ ЛИБО ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.
Выбирая между краткосрочным и долгосрочным финансированием, компании руководствуются принципом соответствия, то есть исходят из того, что время заимствования средств должно примерно совпадать со временем, когда эти средства будут расходоваться. Иными словами, если вы занимаете деньги на краткосрочные цели, вам следует планировать их возврат в столь же краткие сроки, чтобы не нарушить равновесия между притоком и оттоком денег. Точно так же, когда вы планируете осуществление какого-то долгосрочного проекта, следует предусмотреть его финансирование из долгосрочного источника, чтобы растянуть срок возврата.

ЗАЕМНЫЙ ЛИБО АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ.
Выбирая между заемным и акционерным капиталом, компании взвешивают различные факторы. Вообще говоря, заемный капитал дешевле акционерного по двум причинам: 1) компании могут вычитать процентные выплаты по займам из сумм, подлежащих налогообложению, в то время как выплачиваемые на акции дивиденды (или доходы, которые распределяются среди акционеров) из налогов не вычитаются; 2) обязательства перед держателями облигаций и кредиторами должны быть оплачены прежде, чем обязательства перед акционерами, а поскольку таким образом первая категория принимает на себя меньше риска, чем последняя, то компании могут начислять на заемные средства меньшую норму прибыли.

Хотя заемный капитал имеет свои преимущества, у него есть один крупный недостаток - высокая степень риска. Компания, распродающая акции для привлечения капитала, может пережить несколько сложных лет, не выплачивая дивидендов, а вот компания, не способная выполнить долговые обязательства по ссудам и облигациям, может быть принуждена кредиторами объявить о своем банкротстве.

Выпуск акций также имеет свои плюсы и минусы. Выплата дивидендов может быть отложена, и, в. отличие от кредиторов, держателям акций не обязательно компенсировать в будущем прошлые невыплаты. Однако акционерный капитал - относительно дорогой источник финансирования, поскольку дивиденды выплачиваются с суммы, оставшейся после уплаты компанией подоходного налога. Кроме того, при продаже обыкновенных акций учредителям компании приходится делить с акционерами как контрольный пакет акций, так и свои права на будущую выручку. И все же после мощного всплеска спроса на займы сегодня все больше компаний полагается на акционерный капитал в качестве источника финансирования.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Акционеры, безусловно, вкладывают свои деньги в корпорации открытого типа не только из-за дивидендов. Они берут на себя спекулятивный риск в расчете на способность компании расти и конкурировать. Для этого фирмы осуществляют капитальные вложения в строительство новых или модернизацию старых заводов, в новое обрудование и новые программы обучения персонала. Но прежде чем предпринять каждый такой шаг, любая компания сталкивается с ключевыми вопросами: какое из возможных капиталовложений должно быть сделано, как его финансировать и даже делать ли вообще какие-либо капиталовложения. Этот процесс называется планированием капитальных вложений.

Вот как это может происходить. Все подразделения внутри компании выдвигают требования на вложение капитала - обычно в виде списков "желательных" инвестиций, которые сделали бы компанию более прибыльной и, как следствие, более ценной для ее владельцев с течением времени. Управляющий финансами в первую очередь решает, какие капиталовложения требуют оценки, а какие нет. Обычная замена устаревшего оборудования, вероятно, не нуждается в оценке, но создание нового производства, безусловно, ее требует. Цель финансовой оценки состоит в том, чтобы определить: будет ли сумма, в которую обойдется данное капиталовложение, больше, равна или меньше той, которую оно принесет. Если оценка будущих затрат превышает ожидаемую прибыль или по крайней мере равна ей, то такое капиталовложение делать не следует. Если затраты будут меньше, чем ожидаемая отдача, тогда, возможно, такое капиталовложение стоит предпринять.

Предполагаемые капиталовложения не только оцениваются, но и классифицируются по степени важности для компании. Например, если в основу стратегии фирмы положен критерий роста, наивысший приоритет будут получать проекты, обеспечивающие наивысший уровень роста. С другой стороны, если компания стремится к снижению издержек, наивысший приоритет получат проекты, увеличивающие ее эффективность и производительность. Деньги могут быть потрачены только на определенные подходящие вложения, потому что их количество ограниченно.

А в действительности финансовый менеджер может решить, что при данной стратегии компании финансовый риск всех предложенных капиталовложений существенно превышает риск, связанный с альтернативным использованием этих денег. Поэтому вместо того, чтобы купить новое оборудование, компания может предпочесть разместить средства в краткосрочные сертификаты или депозиты или даже выкупить часть акций у вкладчиков. Вот почему одна компания расходует свой капитал больше, чем другая, хотя экономические условия одинаковы для обеих.

КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Краткосрочный долг - это любой долг, который должен быть возвращен в течение года. Краткосрочный долг распадается на три основные категории:
• торговый кредит поставщиков;
• ссуда коммерческого банка или иного учреждения краткосрочного кредитования;
• средства от продажи коммерческих векселей внешним инвесторам или другим компаниям.

ТОРГОВЫЙ КРЕДИТ
Торговый кредит представляет собой наиболее широко распространенный источник краткосрочного финансирования бизнеса. Вместо того чтобы занимать деньги для расчетов за продукцию и поставки материалов, компания в этом случае покупает у поставщика в кредит. Степень официального оформления такой сделки может варьировать от простого рукопожатия до скрепленного печатями и подписями договора. Две наиболее распространенные формы торгового кредита - это открытый кредит и простой вексель.

ОТКРЫТЫЙ КРЕДИТ
Большинство товарных сделок в бизнесе финансируется через открытый кредит, который иногда называют также открытым счетом. Это неофициальное соглашение, в рамках которого покупателю предоставляется возможность получать продукцию до того, как он заплатит за нее. Скажем, вы владеете магазином спортивной одежды. Вы заказываете производителю купальные костюмы, и он соглашается предоставить их вам в кредит. Позже, когда вы начинаете распродавать костюмы, вы расплачиваетесь с производителем по счетам. Эта процедура позволяет вам свести к минимуму разрыв между притоком и оттоком наличности.

Производителю купальников это тоже выгодно. Согласившись на отсрочку оплаты до 60 дней вместо общепринятых 30, он тем самым получает в вашем лице надежного постоянного покупателя, который гарантированно предпочтет приобретать товары у него, а не у какого-то другого поставщика.

ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ
Неформальный характер открытого кредита внушает доверие не всем предпринимателям. Некоторые предпочитают более надежное письменное долговое обязательство, заранее подписанное клиентом, которому они поставляют продукцию. Одной из форм такого обязательства является простой вексель - безусловный письменный договор, составленный заемщиком, который обещает выплатить кредитору определенную сумму денег к указанному сроку в обмен на немедленный кредит. Часто в векселе указывается и процентная ставка, подлежащая выплате.

ССУДЫ
Какое бы важное значение для бизнеса ни имел кредит, может наступить момент, когда потребуются другие источники краткосрочного финансирования. Предположим, что предприятие оказалось не способным расплатиться с долгами, так как его клиенты еще не вернули ему свои долги. Или, скажем, руководство решило приобрести что-то за наличный расчет. В обоих случаях предприятие может обратиться к коммерческому банку или другому финансовому институту за краткосрочным займом.

Ссуды коммерческих банков составляют 28% в общем объеме краткосрочного финансирования. Уровень процентной ставки по краткосрочным ссудам может быть либо фиксированным, либо плавающим. При ссуде с фиксированной процентной ставкой величина процента остается неизменной на протяжении всего срока, на который предоставлена ссуда. При ссуде с гибкой процентной ставкой величина процента меняется в соответствии с колебаниями преобладающих процентных ставок.
Вне зависимости от типа процентной ставки на уровень процента влияет степень доверия к платежеспособности клиента. Крупнейшим корпоративным клиентам ведущих банков назначают самую благоприятную базисную ставку. Другим компаниям к базисной ставке дополнительно начисляется несколько процентных пунктов.

ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ССУДЫ
Обеспеченные ссуды - это такие ссуды, гарантией которых служит какая-нибудь ценность, называемая обеспечением (залогом), которую кредитор может получить в собственность, если заемщик окажется не в состоянии вернуть ссуду. Существуют три основных вида обеспечения: счета дебиторов, товарно-материальные запасы, другая собственность.
Если коммерческое предприятие берет ссуду, обеспеченную счетами дебиторов, это значит, что в качестве залога используется задолженность его клиентов по открытым счетам. Предположим, что компания продала различным клиентам товары на сумму 100 тыс. дол. на условиях открытого кредита. Эта компания может занять у своего банка примерно 75 тыс. дол., пообещав, что все кредитные платежи ее клиентов будут выплачены непосредственно банку до полного погашения ссуды.

Менее привлекательным вариантом для большинства предприятий была бы продажа дебиторской задолженности финансовой компании вместо использования ее в качестве залога. Эта процедура известна под названием факторинг дебиторской задолженности. В таком случае клиенты оплачивают свои счета непосредственно фактору - фирме, специализирующейся на выдаче подобных ссуд.

Компании, прибегающие к факторингу, как правило, отчаянно нуждаются в деньгах, поэтому такая форма финансирования является довольно дорогостоящей. Фактор назначает на такие ссуды дисконтный процент; это означает, что некоторая доля ежемесячных платежей по каждому счету переходит к факторинговой фирме. Если счет не оплачивается вовремя, то дисконтный процент, причитающийся фактору по этому счету, повышается. Предположим, например, что компания продает счета клиентов на сумму 100 тыс. дол. факторинговой фирме, которая ежемесячно берет 5% дисконта по каждому счету. Таким образом, к факторинговой фирме переходит 5 тыс. дол. в месяц. Умножьте это на 12 месяцев, и станет ясно, в какую цену обходится факторинг: компания платит из расчета 60% годовых (60 тыс. дол. - это 60% от 100 тыс. дол.).

Некоторым предприятиям свойственно брать в долг под залог товарно-материальных запасов (обычно - готовых изделий, реже - сырья) в качестве обеспечения ссуды. Если фирма обладает отличной репутацией и ценными товарно-материальными запасами, банк или финансовая компания могут просто принять от нее расписку о том, что в случае неуплаты долга заложенные товарно-материальные запасы перейдут в собственность кредитора. Однако чаще кредитор настаивает на том, чтобы заемщик для надежности поместил эти запасы на специальный склад.

Имеется и множество других видов обеспечения ссуд. Банк или финансовый институт может предоставить ссуду под любой носитель стоимости. Краткосрочные ссуды часто выдаются под залог движимой собственности, включая легковые и грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику. Когда предприятие берет ссуду для приобретения чего-то в этом роде, банк или финансовая компания иногда требует от заемщика подписать помимо договора о займе еще и договор об ипотечном кредите. По условиям ипотечного кредита право собственности на движимое имущество - наряду с риском убытков - принадлежит заемщику. Однако кредитор может войти во владение этой собственностью, только если заемщик не соблюдает условий выплат, оговоренных в договоре о займе.

НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ ССУДЫ
Необеспеченная ссуда, как следует из ее названия, не требует никакого залога. Вместо этого кредитор полагается на предысторию получения ссуд заемщиком и доходность его дела. Для увеличения своих поступлений от таких ссуд и получения все же каких-то гарантий на случай банкротства заемщика большинство кредиторов настаивает на том, чтобы до полного погашения ссуды заемщик держал какую-то сумму денег на банковском счете - так называемый компенсационный остаток. Несмотря на то что заемщик выплачивает проценты со всей суммы, значительная часть ссуды остается на депозите банка.

Еще один вид необеспеченных ссуд, который устраняет необходимость начинать переговоры с банком всякий раз, когда предприятию понадобятся заемные средства, называется кредитной линией. Это оговоренная максимальная сумма, которую банк согласен ссудить компании на протяжении определенного периода времени, чаще всего в течение года. Как только кредитная линия открыта, компания может получать необеспеченные ссуды на любую сумму в пределах оговоренного лимита, при условии, что у банка есть средства. Однако кредитная линия не гарантирует неограниченного доступа к ссудным средствам. Если вам необходимо гарантированное получение ссуд, добивайтесь автоматически возобновляемой кредитной линии, которая обеспечивает безусловное предоставление вам средств банком в оговоренных пределах. Обычно за это банк взимает дополнительную плату.

ВЕКСЕЛЯ
Еще один источник краткосрочного финансирования, приобретающий в наши дни все большую популярность, - это получение займов у других предприятий и инвесторов. Компания, заимствующая деньги, выпускает вексель, который представляет собой обязательство вернуть указанную в нем сумму в определенный срок. Компания или инвестор обычно покупает вексель по цене ниже указанного в нем номинала, а к концу срока получает полную номинальную стоимость векселя. Разница между ценой покупки и номиналом соответствует величине процентов, взимаемых по ссудам. Например, 90-дневный вексель компании стоимостью 1 млн дол. является обязательством со стороны этой компании выплатить держателю векселя 1 млн дол. через 90 дней после его покупки. Компания получит от покупателя не 1 млн дол., а меньше, скажем, 970 тыс. дол. Разница в 30 тыс. дол. и составит процентный доход, заработанный держателем векселя за 90 дней.

Этот вид финансирования обладает тройной привлекательностью. Во-первых, он не требует компенсационного остатка, подобно необеспеченным ссудам. Во-вторых, он гарантирует заемщику неизменную Процентную ставку на период до 270 дней, что в условиях быстрого повышения ставок является большим преимуществом. И, в-третьих, компании значительно легче привлечь средства для краткосрочного финансирования, продав вексель, чем получив банковскую ссуду (поскольку для продажи векселей не требуется "обоснование"). Возможно, эта последняя особенность более остальных способствовала росту популярности векселей.

ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Когда необходимо финансировать долгосрочные проекты, такие, как капитальное строительство, приобретение других компаний и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, большинство фирм прибегает к сочетанию источников внутреннего и внешего финансирования. Существуют четыре основных источника внешнего финансирования: ссуды, лизинг (долгосрочная аренда), облигации и акции.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ССУДЫ И ЛИЗИНГ
Долгосрочные ссуды имеют срок погашения свыше одного года и могут быть как обеспеченными, так и необеспеченными. Наиболее распространенным видом обеспеченной ссуды является ипотека, предполагающая использование какого-либо имущества в качестве залога. Традиционным источником большинства долгосрочных ссуд служат коммерческие банки, однако в последнее время долгосрочные коммерческие кредиты корпорациям все чаще предоставляют пенсионные фонды и страховые компании. Процентные ставки по долгосрочным ссудам обычно выше, чем по краткосрочным, поскольку в долговременной перспективе повышается риск, что заемщик окажется неплатежеспособным.

Вместо того чтобы заимствовать средства у коммерческого кредитора для приобретения какой-либо собственности или оборудования, фирма может прибегнуть к лизингу, или долгосрочной аренде, когда владелец какого-то имущества разрешает другой стороне пользоваться им в обмен на регулярные выплаты. При определенных условиях лизинг дает налоговые льготы как стороне, сдающей имущество внаем, так и арендатору. Лизинг может также оказаться удачным выходом для компании, которой трудно найти ссуду из-за сложившейся на этом поприще отрицательной репутации. Кредиторы предпочитают лизинг предоставлению ссуд потому, что в случае банкротства компании арендодателю не придется беспокоиться о неуплате - он просто получит назад оборудование, владельцем которого юридически является. В некоторых фирмах на долю лизинга приходится до 35% активов, особенно в таких отраслях, как авиационный транспорт, где активы складываются в основном из крупного оборудования.

ОБЛИГАЦИИ
Когда компании требуется занять крупную сумму денег, не всегда возможно получить ее целиком из одного источника. В таком случае она может сделать заем у многих вкладчиков капитала, выпустив облигации. Облигация - это долговое обязательство компании выплатить определенную сумму с процентами держателю облигации.Облигация подобна ссудному сертификату, в ней указывается, что выпустившее ее лицо взяло определенную сумму денег в долг у держателя облигации. Каждая облигация имеет определенное достоинство (номинальную стоимость), которое соответствует величине ссуды, полученной по одной облигации. Достоинство облигаций, продаваемых корпорациями, обычно составляет 1 тыс. дол., но существуют и облигации стоимостью 5 тыс. дол., 10 тыс. дол., 50 тыс. дол. и 100 тыс. дол. Кроме того, на облигации обычно указывается дата, к которой должна быть выплачена ее полная стоимость, или основная сумма долга. Чаще всего срок погашения облигаций составляет десять и более лет.

ОБЕСПЕЧЕННЫЕ И НЕОБЕСПЕЧЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ
Подобно ссудам, облигации могут быть обеспеченными и необеспеченными. Гарантией обеспеченных облигаций служит какое-либо имущество, которое, в случае невыполнения эмитентом условий соглашения, перейдет к держателю облигации. Обеспечение может принимать форму закладной под недвижимость или иные активы, такие, как товарные вагоны, самолеты или заводское оборудование, находящееся в собственности компании. Необеспеченные облигации, которые иначе называются дебентурами (долговыми расписками), гарантируются не обеспечением, а просто хорошей репутацией выпустившей их компании. Если компания-эмитент терпит крах, держатели облигаций могут претендовать на ее активы, но только после того, как будет произведен расчет с кредиторами, предоставившими ссуды под конкретное обеспечение.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ ПО ОБЛИГАЦИЯМ
Облигации также приносят процентный доход, который рассчитывается на основании годовой процентной ставки, но выплачивается каждые 6 месяцев. Например, держатель облигации достоинством 1 тыс. дол., приносящей 8% годовых, выплата которых предусмотрена 15 января и 15 июля, может рассчитывать на получение в каждую из этих дат по 40 дол.
Просмотрев финансовый раздел любой газеты, можно заметить, что некоторые корпорации продают облигации новых выпусков под процентные ставки, на 2-3 пункта превышающие ставки, которые предлагают другие компании. Эти различия в процентных ставках отражают степень риска, связанного с разными облигациями. Корпорация, имеющая отличные перспективы заработать в будущем достаточно денег для выплаты в срок и процентов, и основной суммы долга, может позволить себе предлагать более низкие процентные ставки. Менее надежный заемщик вынужден предлагать более высокие проценты, чтобы привлечь покупателей. Агентства, занимающиеся рейтингом облигаций, подразделяют их на категории в соответствии с финансовой стабильностью компаний-эмитентов. Облигации, которым присвоена инвестиционная категория, считаются наиболее надежными для вкладчиков. Облигации, имеющие более низкий рейтинг, получили название "бросовые" облигации.

ВЫПЛАТА ДОЛГА
Компания, выпустившая облигации, должна вернуть свой долг их держателям. Обычно это делается, когда истекает срок погашения облигаций, скажем, через 10, 15 или 20 лет после эмиссии. Издержки на выплату долга могут быть ошеломляющими, ведь облигации обычно выпускаются большими объемами - по нескольку тысяч облигаций в одной эмиссии. Чтобы облегчить себе погашение долга, компании порой прибегают к выпуску серийных облигаций, которые погашаются сериями через определенные интервалы времени, в отличие от срочных облигаций, для которых срок погашения истекает в одно и то же время.

Другой способ облегчить финансовое бремя единовременного выкупа множества облигаций заключается в создании фонда погашения. Когда корпорация выпускает облигации, оплачиваемые из фонда погашения, она должна ежегодно выделять определенную сумму денег в счет выплаты долга. Эти деньги либо тратятся на выкуп некоторого количества облигаций каждый год, либо накапливаются до истечения срока погашения всех облигаций одного выпуска.

В большинстве случаев корпорация оставляет за собой право выкупить облигации до истечения срока их погашения. Облигации, на которые распространяется это правило, называются отзывными облигациями, или выкупаемыми облигациями. Если компания выпускает облигации в период высоких процентных ставок и эти ставки впоследствии снижаются, компания может предпочесть выкупить свои облигации с высокой процентной ставкой и выпустить новые - с более низкой. Но это вовсе не бесплатное удовольствие: чтобы побудить инвесторов к приобретению отзывных облигаций, им надо изначально предложить более высокие процентные ставки. Превышение выплачиваемого по таким облигациям процента над рыночной ставкой - это так называемая "предварительная премия".

Другим способом погашения облигаций является выкуп их не за деньги, а за акции. Облигации, которые можно выкупить за акции, называются конвертируемыми облигациями. Право выбора формы погашения облигаций - акциями или наличными деньгами - остается за держателем облигации. Предположим, что компания продала выпуск конвертируемых облигаций достоинством 1 тыс. дол. со ставкой 10%, срок погашения которых истекает в 1999 г. Покупатель будет ежегодно получать по 100 дол., и к 1999 г. к нему вернется первоначальная 1 тыс. дол. Однако в любой момент до 1999 г. держатель облигации вправе обменять каждую облигацию на определенное количество обыкновенных акций компании по договоренности. Если со времени эмиссии облигаций стоимость акций заметно возросла, инвестор может решить обменять облигации на акции. Поскольку инвесторы, покупающие конвертируемые облигации, обладают возможностью выбора, по этим облигациям обычно выплачиваются более низкие, в сравнении с другими, процентные ставки, что сокращает издержки выпускающих их компаний.

АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ
В отличие от заемных средств, которые надо возвращать, акционерный капитал компании представляет собой множество "порций" ее собственности. Когда компания привлекает средства посредством выпуска акций, она увеличивает количество совладельцев предприятия. Каждый из инвесторов становится долевым собственником компании, рассчитывая на участие в ее прибылях либо в форме дивиденда, либо в форме приращения капитала за счет продажи акций по более высокой цене, чем они были куплены. В маленькой компании источником собственного капитала обычно выступает одно лицо или ограниченное число инвесторов. Владелец такого предприятия мог бы, к примеру, сам вложить в него основную часть средств или же в поисках внешнего финансирования обратиться к венчурному капиталисту; если же фирма является товариществом, в него можно принять нового партнера со своей долей средств. Для более крупной компании, где потребность в финансировании превышает возможности нескольких человек, способом привлечения капитала может стать акционирование, или продажа акций на открытом рынке множеству индивидуальных инвесторов.

Акция - это просто-напросто доля капитала компании, и сертификат акций, который получает акционер, является свидетельством его права собственности. В сертификате указываются имя акционера, количество акций, которыми он владеет, и особые характеристики его акций. Во многих сертификатах также указывается нарицательная стоимость акций - условная номинальная цена, которая обычно меньше оценочной рыночной стоимости этих акций и которая может быть использована для исчисления дивидендов (на некоторые виды акций).

Количество акций, которое компания продает, зависит от ее потребности в акционерном капитале и от цены каждой акции. В то же время совет директоров компании определяет максимальное количество акций,на которое может быть поделено предприятие. Теоретически вся совокупность этих акций, именуемая уставным капиталом, может быть продана единовременно. Однако чаще происходит так, что компания продает лишь часть уставного капитала. Проданная акционерам часть называется выпущенными акциями, а та, что пока не поступила в продажу, называется невыпущенным капиталом.
Устойчивые компании делят часть своей прибыли с акционерами, распределяя ее в виде дивидендов. Дивиденды могут выплачиваться наличными, но быстро растущие компании часто распределяют дивиденды в форме акций. Таким образом они сохраняют наличность фирмы для капиталовложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и тому подобных расходов.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ
Компания может выпускать два вида акций. Привилегированные акции дают их держателям определенные преимущества или особые привилегии, которых не имеют держатели обыкновенных акций.
• Преимущества в выплате дивидендов. Дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются прежде, чем дивиденды по обыкновенным акциям.
• Преимущества в отношении активов. Если компания обанкротится, держатели привилегированных акций имеют право получить свою долю активов, оставшуюся после уплаты всех долгов, прежде держателей обыкновенных акций.

Размер дивидендов по привилегированным акциям указывается на сертификате акций. Он может выражаться либо в виде процента к нарицательной стоимости, либо определенной денежной суммой. Если компания не выплачивает дивиденды в срок, по большинству привилегированных акций они накапливаются, и компания обязана выплатить держателям накопившуюся сумму дивидендов в первую очередь, до каких-либо выплат по обыкновенным акциям.

Обычно держатели привилегированных акций играют меньшую роль в делах компании, чем держатели обыкновенных акций. В некоторых компаниях держатели привилегированных акций вообще не имеют права голоса. Чаще же они обладают ограниченными привилегиями при голосовании, как правило, в вопросах, непосредственно касающихся их прав, таких, как распродажа значительной части компании или изменение положения устава о привилегированных акциях.

ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ
Вопреки своему наименованию привилегированные акции пользуются гораздо меньшей популярностью, чем обыкновенные акции, в качестве средства приращения капитала. Многие корпорации выпускают только обыкновенные акции, дающие акционерам право участвовать в выборах совета директоров компании и высказываться по другим вопросам, таким, как слияния, поглощения, прочие крупные приобретения. Однако держатели обыкновенных акций не пользуются никакими особыми привилегиями при выплате дивидендов или распределении активов. Держатели привилегированных акций и облигаций имеют в этих вопросах преимущественные права по сравнению с держателями обыкновенных акций. Кроме того, на обыкновенных акциях никогда не указывается величина дивидендов и дивиденды по ним не накапливаются.

Почему же люди покупают обыкновенные акции, когда можно приобрести более надежные - привилегированные акции? Да потому, что, помимо дивидендов, владельцы обыкновенных акций могут получить прибыль, продав свои акции дороже, чем они были приобретены. Привилегированные акции стабильны и надежны, вы можете всегда рассчитывать на свои дивиденды, но цена на них, как правило, резко не меняется. Обыкновенные же акции менее предсказуемы, но потенциально обладают большей ценностью.

ДИВИДЕНДЫ ПО ОБЫКНОВЕННЫМ АКЦИЯМ.
Законодательство не обязывает корпорации выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям. Решение по этому вопросу принимается советом директоров, который может постановить - если на то будут основания - вообще не выплачивать дивиденды или выплатить их в минимальном размере. Наиболее разумный путь для маленькой, начинающей компании, например, - вкладывать всю прибыль в производство. Это позволяет компании расти, не прибегая к дорогому внешнему финансированию. В долгосрочной перспективе акционеры больше выиграют от роста компании и, как следствие, - от повышения цены на их акции, чем просто от получения дивидендов.

Помимо выплаты дивидендов, другая возможность увеличения ценности акций для их владельцев - обратный выкуп компанией части рыночных акций. Это сокращает число выпущенных акций, тем самым повышая ценность каждой акции.
Когда крупные, утвердившиеся компании уменьшают размер дивидендов или не выплачивают их вовсе, это обычно означает, что их прибыль сократилась. Теоретически дивиденды представляют собой долю прибыли; когда прибыль падает, сокращается и эта доля. Компании удерживают в своих руках наличность для покрытия производственных издержек. К сожалению, в таких ситуациях акционеры не только теряют дивиденды, но и часто страдают еще и в результате падения цены на акции. Когда крупная компания уменьшает размер дивидендов, цена на ее акции обычно падает, по крайней мере временно.

ДРОБЛЕНИЕ АКЦИЙ.
Дивиденды - не единственная форма прибыли, которую компании могут предложить держателям обыкновенных акций. Другой формой является дробление акций - процедура, посредством которой компания удваивает (утраивает и т. д.) количество акций, которое представлено в каждом сертификате акций. К примеру, при двукратном дроблении акций компании первоначальной стоимостью 50 дол. удваивается количество акций, выпущенных в обращение, так же как и количество акций, находящихся на руках у каждого акционера. Первоначально каждая из этих новых акций будет стоить по 25 дол., но с ростом их рыночной цены акционеров ожидает хорошая прибыль. Дробление акций отличается от выплаты дивидендов тем, что дивиденд представляет собой доход с имеющегося капитала, в то время как дробление как бы создает новый капитал.

НОВЫЕ ЭМИССИИ И ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
Когда компания выпускает новые акции, она как бы предлагает дополнительные "ломтики" пирога прибыли, и объем средств, который компании удастся привлечь благодаря каждому новому "ломтику", зависит от того, каким рынок ожидает увидеть весь пирог прибыли в целом. Неудивительно поэтому, что корпорации часто реагируют на повышение цен акций новыми эмиссиями.

Большинство акций приобретается не непосредственно у корпораций, а у других акционеров. После того как компания осуществила эмиссию акций, их покупка и продажа перемещаются на вторичные рынки, именуемые фондовыми биржами, где акционеры торгуют своими собственными акциями. В этой торговле, когда акции переходят из рук в руки, всякое увеличение или уменьшение их стоимости сказывается только на акционерах и не затрагивает выпустившие их компании. Но даже несмотря на то, что корпорации не получают никакой прибыли от торговли их акциями на вторичном рынке, они тем не менее внимательно следят за колебаниями курса своих акций, поскольку текущий курс показывает, сколько денег компания могла бы привлечь посредством новой эмиссии. Компании стараются поддерживать цену своих акций, выплачивая дивиденды, добиваясь завидных показателей, создавая себе благоприятную репутацию в глазах инвесторов и выкупая собственные акции, когда их цена падает.

ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Хотя приращение денег очень важно для бизнеса, мудрое распоряжение ими - задача не менее ответственная. Поэтому финансовые менеджеры тратят значительную часть своего времени на управление оборотным капиталом фирмы. Конечная цель управления оборотным капиталом состоит в том, чтобы свести к минимуму "простои" денег в избыточных скоплениях наличности, неоплаченных счетах дебиторов и чрезмерных товарно-материальных запасах. И главная хитрость здесь - суметь синхронизировать объемы притока и оттока средств. Успех зависит от умения сократить временной период между закупкой сырья и услуг у продавцов и получением наличности от покупателей или клиентов.

УПРАВЛЕНИЕ НАЛИЧНОСТЬЮ И РЫНОЧНЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Сколько наличных денег вы носите с собой в кошельке? Если эта сумма превышает ваши текущие расходы, то у вас нет задатков напористого финансового менеджера. Хотя избыток наличности дает чувство уверенности, процентов он вам не приносит. Основной принцип управления финансами состоит в том, что все деньги должны работать.

Тем не менее порой случается так, что у компаний скапливается запас наличности, превышающий потребность в ней. В сезонном бизнесе, например, бывают периоды затишья между временем сбора доходов, созданных в ближайшем "активном" сезоне, и временем погашения счетов поставщиков. Так, в универсальных магазинах избыточная наличность может скопиться в течение нескольких недель в январе и феврале. У фирмы может также образоваться избыток наличности, если она придерживает средства для скорой оплаты крупного счета, - например в приближении к началу строительства новой очереди завода или в ожидании выгодного контракта о поставках. Наконец, каждая фирма держит на руках небольшой резерв наличности для подстраховки, на случай, если ее потребности окажутся выше, чем ожидалось.

Часть работы управляющего финансами состоит в том, чтобы "заставить" эту наличность приносить доход от инвестиций. Задача сводится к тому, чтобы хорошо "пристроить" эти средства - так вложить их, чтобы они давали наивысшую возможную отдачу и в то же время сохранялась возможность мгновенно изъять их, если понадобится наличность. Несколько видов краткосрочных инвестиций, именуемых рыночными ценными бумагами, отвечает этим целям. Они называются "рыночными", или "легко реализуемыми", потому что связаны с относительно малым риском и легко могут быть обращены в наличность.

Любой управляющий финансами располагает широким выбором рыночных ценных бумаг. Банки продают депозитные сертификаты большого достоинства, являющиеся по существу срочными вкладами. Многие ведомства выпускают ценные бумаги для финансирования жилищного строительства и займов. А компании выпускают коммерческие векселя.

Подбирая в инвестиционный портфель различные виды легко реализуемых ценных бумаг, финансовые менеджеры должны искать компромисс между надежностью, ликвидностью и максимальной нормой прибыли. Поскольку инвестиции в рыночные ценные бумаги принято рассматривать как своего рода резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств, большинство управляющих финансами практикует в достаточной степени консервативный подход к работе с ними.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Одна из наиболее сложных проблем в управлении оборотным капиталом состоит в том, что доходы не всегда поступают в компанию в таких же объемах, в каких возникает необходимость платить по счетам. Любой управляющий финансами должен, следовательно, внимательно контролировать потоки наличности, совокупные доходы и расходы, возникающие в бизнесе.

При этом очень важно зорко следить за состоянием дебиторской задолженности - деньгами, которые фирме должны клиенты. Объем дебиторской задолженности зависит от того, какие решения принимает управляющий финансами по нескольким вопросам. Например, с кем можно работать в кредит, а с кем нет. Сколько времени давать клиентам на оплату счетов: месяц, два, три? Насколько твердого подхода придерживается фирма при сборе средств, причитающихся с должников? Помимо ответов на подобные вопросы управляющий финансами анализирует счета дебиторов фирмы, чтобы выявить возможные проблемы.

Оборотная сторона управления счетами дебиторов - это управление кредиторской задолженностью, то есть счетами, подлежащими оплате кредиторам компании. Здесь цель обычно заключается в отсрочке выплаты до самого последнего момента, поскольку счета кредиторов по сути представляют собой беспроцентные ссуды от поставщиков. Однако управляющий финансами должен также учитывать преимущества досрочных выплат, когда таковые дают фирме право на скидки.

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
Еще одна область, где во власти финансового менеджера регулировать потоки наличности, - это управление товарно-материальными запасами. Запасы, хранящиеся на полках, представляют собой "связанный" капитал, не приносящий прибыли. Более того, фирма несет расходы по хранению, сортировке, страховке и выплате налогов. К тому же всегда есть риск, что запасы устареют прежде, чем их можно будет превратить в готовый товар и продать.

Задача фирмы - иметь такой объем запасов, который позволял бы выполнять заказы своевременно и при минимуме издержек. Для достижения этой цели управляющий финансами стремится определить рентабельные размеры заказа, или такое количество сырья, которому, при регулярном возобновлении, сопутствовали бы наименьшие издержки на обслуживание и хранение. Сложность здесь связана с тем, что, чем меньше стоимость заказа, тем выше издержки на хранение, и наоборот. Лучший способ уменьшения стоимости заказа - раз в год размещать один крупный заказ на детали и материалы, а лучший способ сокращения издержек на хранение - это заказывать малые партии запасов как можно чаще. Управляющий финансами должен найти здесь такое компромиссное решение, в результате которого общие издержки были бы сведены к минимуму. (Конец руководства В6057).

 

Заказать Disc Контакты Гостевая книга Главная Ссылки Статьи

Copyright © 2003-2005 by Spundex. Все права защищены. Spundex@mail.ru. Biznescd.narod.ru

Rambler's Top100  

Хостинг от uCoz